Янтарная комната — воссозданный шедевр

Янтарная комната в Царском Селе

Основные факты о янтарной комнате кратко

С эксклюзивным произведением искусства из янтаря такого крупного масштаба связаны следующие факты:

  • 1701 — Начало создания шедевра в резиденции прусской королевы в Литценбурге (ныне Замок Шарлоттенбург).
  • 1717 — Янтарную комнату подарили Петру I.
  • 1746-1755 — Комната использовалась для парадных приемов в Третьем Зимнем дворце.
  • 1770 — Стала использоваться в Екатерининском Дворце.
  • В 1941 году вывезена немецко-фашистскими войсками в Восточную Пруссию, город Кенигсберг, ныне Калининград. 1942 — Начала выставляться в Кенигсбергском музее. 1945 — Пропала при невыясненных обстоятельствах.
  • 2003 — Открылась в воссозданном виде к 300-летию Санкт-Петербурга.

Часы работы и стоимость посещения

Янтарная комната работает так же, как и сам Екатерининский дворец, где она находится. Отдельного билета для ее осмотра покупать не нужно, так как это входит в стоимость посещения здания.

Янтарная комната в Царском селе (г.Пушкин)

Щедрый подарок Вильгельма I прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году. В виде 18 ящиков с готовыми пластинами из «солнечного камня» и еще не использованными фрагментами, вместе с наставлениями по распаковке. 2 июля в Летнем дворце их осмотрел А. Меньшиков и сообщил, что некоторые камешки выпали, но их можно приклеить или заменить. Но достоверно неизвестно, использовался ли как-то подарок до 1743 года.

Из документов следует, что дочь Петра Великого приказала установить каменное чудо в возводимом для нее Третьем Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Исправлял детали приглашенный из Италии А. Мартелли. Но деталей не хватало, поэтому архитектор Ф. Растрелли вписал в проект расписанные под янтарь добавочные панно и узкие зеркальные пилястры с растительным орнаментом и великолепными золочеными рамами. Кстати пришлась и подаренная Фридрихом II дополнительная (четвертая) рама из «золотого» камня.

Переезд в Царское село

Янтарная комната использовалась для официальных приемов с 1746 года по 1755. Затем Елизавета Петровна приказала устроить новую Янтарную комнату, уже в Большом Царскосельском дворце. Аккуратно разобранные панели упаковали в ящики и вручную перенесли в Царское Село.

Площадь новой Янтарной комнаты (96 м2) оказалась намного больше площади прежнего помещения. Поэтому в Царскосельской мастерской изготовили:

  • 8 плоских щитов с наборным рисунком для нижнего яруса;
  • 8 филенок, предназначенных под пилястры;
  • резные части карниза, в который вошли сегменты берлинской работы;
  • деревянную золоченую резьбу.

Мастера Ф. Роггенбук с сыном Иоганном, И. Вельпендорф и Г. Фриде с их русскими учениками потратили для работ 450 кг янтаря.

Средний ярус состоял из 8 вертикальных панно. В половине из них красовались композиции из флорентийской мозаики, выполненные в середине 18 века по эскизам Д. Дзокки. Это были аллегории чувств:  «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние». Выбор темы основывался на том, что капельки окаменевшей смолы прекрасно подходят для изображения чувственных аллегорий.

Между панно располагались зеркальные пилястры, украшенные по центру каждой золочеными светильниками. Верх и низ зеркальных полосок украшал растительный орнамент, верхний из них плавно сменялся изящными девичьими головками.

Дополняли интерьер:

  • китайский фарфор;
  • янтарные изделия польских, немецких и русских мастеров 17-18 веков;
  • столик на искусной ножке;
  • комоды русской работы.

Комната была готова уже при правлении Екатерины II — к 1770 году. С течением времени в ней постепенно накапливались разные вещицы из «золота Балтийского моря» — табакерки, часы, солонки, ларцы, кубки, чернильные приборы, шахматы, шашки.

Сквозняки, перепады температур и даже печное отопление неблагоприятно действовали на янтарь. Поэтому в 1833, 1865 и 1893–1897 годах были проведены первые реставрационные работы. В 1935 г. закончил двухлетнюю реставрацию скульптор И. Крестовский. Очередные (и серьезные) восстановительные работы планировались на 1941 год, но помешала война.

История янтарной комнаты

Идея создать шикарный кабинет, украшенный солнечным камнем, принадлежит прусскому королю Фридриху I. К началу 18 века прусское искусство обработки этого драгоценного камня достигло высокого уровня, и он вовсю использовался для дипломатических подарков. И в 1701 году, сразу после коронации, властитель повелел реализовать свою задумку в литценбургском замке любимой супруги Софии Шарлотты Ганноверской.

Возглавлял работы придворный архитектор Иоганн Эозандер.  Резчиком сначала был датчанин Г. Вольфрам, а с 1707 года — Г. Турау и Э. Шахт.

Некоторые исследователи приписывают авторство диковинного помещения Андреасу Шлютеру, но их мнение ошибочно.

В тот период Калининградская область была частью Прусского государства и проблем с отделочным материалом не было. Ведь на ее территории сосредоточено порядка 90% запасов янтаря всей Земли. И оформление кабинета началось незамедлительно, но смерть королевы Софии Шарлотты помешала закончить дело.

Как янтарная комната попала в Россию

В память о жене Фридрих I переименовал замок в Шарлоттенбург и решил больше ничего в нем не изменять. А Эозандеру поручил расширить дворец в Ораниенбурге и устроить Янтарный зал там. Заданные королем размеры галереи из «золота Балтийского моря» превышали предыдущий проект. Но он оказался невыполненным по другой причине — заказчик умер до ее завершения.

Панели из окаменевшей смолы так и не были установлены ни в Шарлоттенбурге, ни Ораниенбурге. Но их видел на одном из визитов в Берлин Петр I, выразивший восхищение и желавший иметь что-то подобное в России.

Сменивший на троне Фридриха король Вильгельм I придерживался принципов экономии и свернул расточительные проекты отца. Однако не остался равнодушным к мнению гостей, видевших готовые янтарные панели. И они были вмонтированы в кабинет парадных покоев нового правителя.

Перед заключением союза Пруссии с Россией в ноябре 1716 года прусский король подарил российскому царю яхту и Янтарный кабинет.

Исчезновение Янтарной комнаты

Уникальный интерьер пропал в период Великой Отечественной войны. С первых ее дней из Екатерининского дворца проводили эвакуацию ценностей. Но Янтарную комнату эвакуировать не удалось, поскольку при попытке снять облицовочные панно со стен они осыпались большими площадями. Клей утратил свои свойства и уже не мог удерживать мозаику на деревянной основе. Поэтому для предотвращения рассыпания панели оклеили слоями папиросной бумаги и марли, а затем укрыли ватинными чехлами да деревянными щитами. И так оставили.

17 сентября 1941 года гитлеровцы вошли в Пушкин, а к середине октября комнату упаковали и вывезли. Демонтажом занималось 6 человек под руководством полковника Э.-О. фон Сольмс-Лаубаха, доктора искусствоведения. Такая быстрота свидетельствует о тщательной подготовке к вывозу. Она началась с конца 1930-х годов, когда в Москве и Ленинграде побывала группа немецких искусствоведов. В тайно подготовленном списке культурных ценностей СССР, предназначенных для вывоза в Германию, Янтарная комната была на первом месте.

У оккупантов нашлись квалифицированные специалисты, которые сумели прикрепить отпадающие от деревянной основы камешки янтаря. Через 5 месяцев после вывоза немецкий журнал «Пантеон» опубликовал фотографии комнаты, уже отреставрированной и собранной в Кенигсберге. В Кенигсбергском музее появилась запись, что ее подарило Германское управление дворцов и садов. Однако после отступления немцев весной 1945 года выяснилось, что эксклюзивная коллекция бесследно пропала.

Поиски Янтарной комнаты

Немецкий фермер Георг Штайн

Тысячи людей пытались найти ценную пропажу, но чем ближе подбирались к разгадке, тем больше было шансов погибнуть «при невыясненных обстоятельствах». Самый знаменитый из них, Георг Штайн,  был одержим загадкой местонахождения  Янтарной комнаты  и тратил все свои доходы на ее поиски.  

Штейн выдвинул 4 возможных версии о местонахождении пропажи:

  • Спрятана в Кенигсберге либо его окрестностях.
  • Утонула на судне, ее вывозившем.
  • Перевезена морем и спрятана в шахтах Саксонии.
  • Перехвачена американцами в германском порту и направлена за океан.

В 1987 г. Штейн сообщил друзьям, что почти разгадал тайну пропавшего сокровища, а на следующий день его нашли мертвым. Исследователю нанесли несколько колото-резаных ран живота.

По некоторым данным как минимум десять человек заплатили жизнью за попытку приблизиться к тайне исчезновения Янтарной комнаты.

Во время поисков Янтарной комнаты Штайну удалось выйти на коллекцию икон Псково-Печерского монастыря. Они были  возвращены в Россию.

Русский барон Фальц-Фейн

Вместе с Г. Штайном искали Янтарную комнату известный писатель Юлиан Семенов, автор романа  «Семнадцать мгновений  весны,  и барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, в детстве он видел её собственными глазами.  Он познакомился с Юлианом Семёновым в 1970-х годах, и они создали Международный комитет по возвращению русских сокровищ на родину.

Именно благодаря барону  Германия вернула в Царское Село комод красного дерева и одну из четырёх флорентийских мозаик. Он награжден  Орденом  Святой великомученицы Екатерины в 2012 году  и, ранее,  другими орденами  за выдающийся вклад в миротворческую, гуманитарную и благотворительную деятельность, сохранение культурного наследия России. Эдуард Фальц-Фейн умер в ноябре 2018 года при пожаре в собственной усадьбе в Лихтенштейне. Ему было 107 лет.

Благодаря его  деятельности в Ливадийский дворец в Крыму вернулся уникальный ковер — подарок персидского шаха к 300-летию дома Романовых, утраченный после революции.

Анатолий Михайлович  Кучумов – легендарный музейный работник

Анатолий Михайлович описал Янтарную комнату и её поиски в книге «Янтарная комната», изданной в 1989 году в соавторстве с М. Г. Вороновым. Он был хранителем Янтарной комнаты с 1935 года по 1938 год. Перед войной он  был назначен директором Александровского дворца и парка.

Воссоздание Янтарной комнаты

Официально поиски утраченного сокровища прекратились в 1979 г., и Совет Министров СССР решил воссоздать его заново. Архитектор А. Кедринский составил проект, а работы развернулись с 1983 года. В распоряжении 40 специалистов была лишь часть чудом уцелевшего рассыпавшегося декора и акварель Грехнева, изображавшая элемент с монограммой прусского короля. А также порядка 100 снимков, но только один из них оказался цветным.

В результате трудоемкого научного поиска появился алгоритм достоверного воспроизведения живописного облика Янтарного кабинета. Сформировалась школа мастеров флорентийской мозаики и художественной обработки янтаря, возродивших забытые технологии и ремесла 17-18 веков.

Окаменевшую смолу распиливали на кусочки. На них наносили резьбу и гравировку, используя лезвия, бормашину и микроскоп. Пришлось научиться окрашивать «золотой» камень, потратив время на поиск и исследование подходящих «рецептов» красителей. Ведь кусочкам нужно было придавать различные цвета, в том числе терракотовый, красный, бордовый оттенки.

На возрождение пропавшего сокровища затрачено 6 тонн янтаря, 80 % которого ушло в отходы. В работе использовались самородки, самый большой из которых (весом 1 кг) купили у коллекционера за 1000 долларов. Всего израсходовано 11,35 млн долларов. Из них 3,5 млн выделила немецкая фирма «РургазАГ».

Затрачен труд сотен подвижников — исследователей, музейных работников, реставраторов, меценатов.

Прекрасный интерьер стал доступен для массового показа в июне 2003 г., в год 300-летия  СПб.  Хранителем назначен Александр Крылов —  один из художников, участвовавших в реставрации.

Подлинные фрагменты:

  • «Обоняние и осязание» — одна из флорентийских мозаик, украденная немецким офицером при перевозке в Кенигсберг. Он оставил ее на временное хранение нотариусу, а тот в 1997 году попытался диковинку продать. Панно конфисковали и по суду обладательницей  стала дочь осужденного нотариуса, позднее передавшая права владения городу Бремену. А тот вернул находку музею «Царское Село».
  • Янтарный комод. Его вместе с мозаикой из Бремена передал В. Путину в 2000 году М. Науман, занимавший должность министра по делам культуры ФРГ.

Интерьер янтарной комнаты

Этот зал Екатерининского дворца очаровывает яркостью золотистого камня, насчитывающего несколько десятков оттенков. Теплота камня усиливается предпотолочным резным позолоченным карнизом и цоколем. Нарядность подчеркивают вставки с двойными пилястрами, живописные панно, огоньки бронзовых светильников очень тонкой работы, гигантские зеркала между окнами в позолоченных рамах.

Праздничность дополняется витиеватым рисунком паркета, набранного из ценных пород древесины, и роскошно украшенными светлыми дверьми. Вишенкой на торте смотрится убранство потолка, в центре которого картина с фигурой, олицетворяющей Мудрость, предостерегающую Юность от соблазнов Любви. Недаром дизайнеры относят воссозданный интерьер к восьмому чуду света.

Янтарное убранство охватывает  три стены. Настенные панно выполнены в основном из российских  минералов, среди которых алтайский порфир, уральская яшма, забайкальский лазурит.

Флорентийская мозаика «Зрение»

Изображение 1 из 7

Флорентийская мозаика «Зрение»

В 2022 г. удалось создать виртуальную интерактивную копию знаменитого интерьера, что стало возможным благодаря поддержке ПАО «Газпром». Виртуальная модель подробно воспроизводила помещение, позволяя его увидеть жителям регионов в зданиях российских музеев. На передвижной выставке, используя шлемы виртуальной реальности, люди могли приближать экспонаты и исследовать элементы декоративной отделки.

Посетить хотя бы один раз в жизни надо обязательно!

Из интервью заслуженного художника РФ, члена Всемирного совета по янтарю, Александра Крылова:

«Чтобы это искусство существовало на высоком уровне, нужен государственный заказчик, господдержка, а так все опять пропадет, и кто-то потом вновь будет изобретать велосипед. Одно время я предлагал открыть в Академии художеств отделение. Но разве кто услышал? А ведь по посещаемости Янтарная комната «забивает» любой экспонат в России.

Я пою славу янтарю, потому что это уникальный камень. Он может взаимодействовать с любым материалом, будь то кожа, золото или лазурит. Это камень с фантастическими возможностями. Янтарь может использоваться и в ювелирных изделиях, и в декоративно-прикладном искусстве, и в оформлении интерьера. Он подходит даже для скульптуры, так как максимально близок к человеческой коже. Воск – «мертвый», мрамор – холодный, а янтарь живой и теплый, он пропускает через себя свет и сам светится изнутри».

Приезжайте, приходите, чтобы впитать и почувствовать энергию и солнечное тепло Янтарного шедевра!                           Адрес: г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, д.7, Екатерининский дворец. Как добраться.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Загрузка ...
Путешествуем и фотографируем