Конюшенный двор
В России первое экипажное заведение (Конюшенный приказ) возникло в конце XV столетия, в XVII в. в нем служили уже 700 человек.
При Петре I лучших мастеров Конюшенного приказа Московского Кремля перевели в новую столицу — Санкт-Петербург. В середине XVIII в. в штате Конюшенного двора числится 250 русских и иностранных мастеров разных специальностей.
В конце XVIII в. появляются частные каретные мастерские. Завоевавшие доверие у высочайших заказчиков, поощрялись правом изображать на вывеске государственный герб и награждались золотыми медалями.
История придворных конюшен
Выставка расположена в павильоне «Дежурные конюшни», в шаговой доступности от Екатерининского дворца, но в глубине квартала в окружении кавалерских домов. Здание имеет форму полуокружности. Стены и дверные проемы расширяются книзу. В верхней части прорезаны полукруглые окна.
Здание построено в 1827 году и предназначалось для размещения собственной конюшни императора Александра I. Проект выполнил архитектор В.П. Стасов, строительством занимался архитектор С. Шустов.
Александр II понимал историческую и культурную значимость придворных экипажей и в 1860 году открыл Придворно-конюшенный музей. Архитектор П.С. Садовников спроектировал специальное двухэтажное здание на Конюшенной площади.
В Европе считают старейшим, открытый в 1905 году в Лиссабоне, «Национальный музей карет».
После революции музей расформировали, а часть этой коллекции поступила в Царское Село. В блокаду Ленинграда коллекция находилась в Эрмитаже. После кареты перевозились из одного места в другое, отдавались для съемок киностудиям, в результате чего несколько карет были испорчены. В 1969 году часть коллекции вернулась в Екатерининский дворец-музей. После серьезной реставрация, в 1971 году, в Камероновой галерее открылась выставка из 14 экипажей.
С 1990 года постоянная выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» размещается в здании бывшей «Дежурной конюшни».
Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе»
Выставка начинается с каретных колес, размер которых превышает человеческий рост. А далее вдоль стен стоят 25 императорских экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – начала XX века.
Основная часть коллекции – кареты, участвовавшие в коронационных выходах императоров. Экипажи украшены скульптурными композициями, резными аллегорическими орнаментами, тканями с роскошным золотым шитьем. Они демонстрировали богатство и могущество власти и государства.
При создании карет использовали дерево, металл, бронзу, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло, и применяли различные способы обработки — резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение.
Парадный экипаж императрицы Екатерины II — самая старинная карета на выставке

Четырёхместная карета входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году. Эта карета в стиле барокко – шедевр выдающегося каретного мастера Иоганна Конрада Букендаля.
Размеры кареты впечатляют: 6 х 2,4 х 2,6 метров. Карета очень красивая: золоченые резные объемные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части кареты. На углах крыши установлены символы изобилия и богатства, маска Медузы Горгоны как символ власти, сфера со звездами и военные атрибуты.
Букендаль создал новую систему рессор, которая гасила колебания при движении, и карета оказалась комфортной для пассажиров. У кузова кареты округлые очертания, характерные для экипажей типа «берлин», изобретенных в Берлине в 1660 году.
Карета отреставрирована в 2023 году.
Фаэтон Александра I

Фаэтон Александра I — подарок графа Отто Бломе, служившего послом Дании в России длительное время. Управляли экипажем форейторы, сидевшие непосредственно на лошадях.
Фаэтон выставлялся в апреле 2024 года на «Олдтаймер-Галерее» в Санкт-Петербурге, проходившей под девизом «От кареты до ракеты!».
Юсуповская карета

Эта единственная английская карета Екатерины II, которую привез из Лондона князь Н.Б. Юсупов в 1783 году. Парадная 4-х местная карета использовалась на свадьбе великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I. карета пользовалась популярностью.
Двухместная карета Марии Федоровны

Датский подданный фабрикант К.К.Неллис в 1866 г. заключил договор на поставку экипажей Императорскому двору, вероятно, благодаря поддержавшей соотечественника великой княгини Марии Федоровны. Для нее он выполнил элегантную карету в цветах родового герба Романовых: белом, черном и золотом. На экипаже изображены гербы Романовых и императрицы, урожденной датской принцессы. Карета легкая по конструкции и с мягким ходом, благодаря вошедшим в употребление каучуковым шинам. Императрица любила этот экипаж и пользовалась им долгие годы: сохранилась фотография с каретой на фоне Казанского собора, 1904 года.
Карета Александра II

На выставке представлена двухместная карета Александра II, в которую террорист бросил бомбу 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала. Александр II не пострадал, покинул покореженный экипаж и пошел к арестованному юноше, когда ему в ноги была брошена вторая бомба, от которой император скончался.
На карете видны следы от взрыва. Карета выполнена на фабрике К. Брейтигама в 1879 году.
Коронационные кареты
В России существовали традиции торжественных царских выездов по разным случаям, таким как рождение детей, крестины, свадьбы, похороны, прием послов и коронации. С переездом двора в Санкт-Петербург в церемонию коронации добавился триумфальный въезд в Москву. Важнейший элемент этого действия – парадные экипажи.
Тысячи людей наблюдали богатство и красоту царского двора, символизирующую величие государства.
С особым блеском праздновалась коронация императора Александра II. 17 августа 1856 года император въезжал в Москву. Великолепный кортеж состоял из 32 карет. 16 старых карет было отреставрировано, а 16, в стиле неорококо, изготовили и позолотили каретные мастера: Христиан Тацки, братья Фребелиусы и братья Яковлевы.
8 из этих карет хранятся в музее-заповеднике «Царское Село».
Кузова этих роскошных карет обшиты бронзовыми золочеными пластинами и декорированы орнаментом в виде золотого жемчужника (ряды круглых или овальных элементов), рокайля (раковины и причудливые завитки) и гирляндами цветов и плодов граната.
Гранат символизировал объединение под единым началом (плод с множеством зерен), преданность монарху, знак согласия, обновления и плодородия. Гранат обладает богатейшей позитивной символикой, упоминается в Библии и имеет особое место в христианской мифологии.
16 гербовых двуглавых орлов украшают каждый экипаж. Дверная ручка выполнена в виде птичьей лапы. На углах крыши карет сделаны, для объемного восприятия, трехглавые и трехкрылые орлы.
Внутри карета обита красным бархатом.
Фабрика Яковлевых известна в Санкт-Петербурге с 1798 года. Основатель каретной фирмы Джон Михаэль Фребелиус перебрался из Германии в Санкт-Петербург в конце 1700-х годов. Каретный мастер Христиан Тацки работал с 1835 года.
Дорожный быт
В первом помещении выставки экспонируются предметы, связанные с дорожным бытом путешественников.

Сани и зимние коляски
В третьем зале представлены зимние виды транспорта: одноместные парадные сани и десятиместные сани для придворных прогулок времен Екатерины II, кареты-сани.
Таврический вояж Екатерины Великой
Нельзя ни вспомнить знаменитое путешествие Екатерины II в Крым. В путь императрица отправилась 2 января 1787 года из Царского Села и вернулась 11 июля. Поездка длилась более полугода.
Кортеж императрицы состоял из 14 карет и 124 саней с 40 запасными. Для смены на станциях ожидало 56 лошадей. Карету императрицы, состоящую из кабинета, гостиной, игорного стола, небольшой библиотеки и всяческих удобств, тянули 30 лошадей.
Екатерина посетила 36 городов, проехав через всю Россию. Небывалое по значимости, затратам и роскоши событие. Ее сопровождали придворные, прислуга, послы Англии, Франции и даже император Австрии Иосиф инкогнито, под именем графа Фалькенштейна.
Императрица ездила инспектировать Новороссию, управляемую Г.А. Потемкиным. С императором Иосифом Екатерина стремилась заключить союз против Турции.
Главной геополитической целью путешествия было продемонстрировать Европе неоспоримый факт присоединения к России Крыма и территорий на южных рубежах.
Адрес и режим работы выставки «Придворный экипаж»
Адрес: Пушкин, Садовая улица, 8. Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Режим работы: С 10:00 до 18:00 (касса и вход до 17:00).
Выходной день: среда
Санитарный день: последний вторник месяца (с ноября по март)
Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассу выставки. Экскурсия с предоставлением аудиогида.
Взрослые – 350 руб.
Учащиеся (с 14 лет), студенты – 250 руб.
Пенсионеры РФ и стран ЕАЭС* и др. – 250 руб.
Лица младше 14 лет – бесплатно
Что можно успеть в Пушкине после выставки
- Погулять в Екатерининском (платно) или Александровском парке (бесплатно)
- Сходить на экскурсию в Дворцовую церковь Екатерининского дворца (вход и билеты справа от касс в парк в здании дворца)

- В Александровском парке посмотреть Шапель, Арсенал или Белую башню
- Полюбоваться окрестными далями со смотровой площадки Певческой башни (200 руб, скидки детям и пенсионерам) (расположена за конюшнями)
- Посетить Екатерининский собор в центре города

- Купить что-нибудь вкусненькое на рынке в Гостином дворе Пушкина.