Придворный экипаж в Царском Селе

Конюшенный двор

В России первое экипажное заведение (Конюшенный приказ) возникло в конце XV столетия, в XVII в. в нем служили уже 700 человек.

При Петре I лучших мастеров Конюшенного приказа Московского Кремля перевели в новую столицу — Санкт-Петербург. В середине XVIII в. в штате Конюшенного двора числится 250 русских и иностранных мастеров разных специальностей.

В конце XVIII в. появляются частные каретные мастерские. Завоевавшие доверие у высочайших заказчиков, поощрялись правом изображать на вывеске государственный герб и награждались золотыми медалями.

История придворных конюшен

Выставка расположена в павильоне «Дежурные конюшни», в шаговой доступности от Екатерининского дворца, но в глубине квартала в окружении кавалерских домов. Здание имеет форму полуокружности. Стены и дверные проемы расширяются книзу. В верхней части прорезаны полукруглые окна.

Здание построено в 1827 году и предназначалось для размещения собственной конюшни императора Александра I. Проект выполнил архитектор В.П. Стасов, строительством занимался архитектор С. Шустов.
Александр II понимал историческую и культурную значимость придворных экипажей и в 1860 году открыл Придворно-конюшенный музей. Архитектор П.С. Садовников  спроектировал специальное двухэтажное здание на Конюшенной площади.

В Европе считают старейшим, открытый в 1905 году в Лиссабоне, «Национальный музей карет».

После революции музей расформировали, а часть этой коллекции поступила в Царское Село. В блокаду Ленинграда коллекция находилась в Эрмитаже. После кареты перевозились из одного места в другое, отдавались для съемок киностудиям, в результате чего несколько карет были испорчены. В 1969 году часть коллекции вернулась в Екатерининский дворец-музей. После серьезной реставрация, в 1971 году, в Камероновой галерее открылась выставка из 14 экипажей.

С 1990 года постоянная выставка «Придворный экипаж в Царском Селе» размещается в здании бывшей «Дежурной конюшни».

Выставка «Придворный экипаж в Царском Селе»

Выставка начинается с каретных колес, размер которых превышает человеческий рост. А далее вдоль стен стоят 25 императорских экипажей работы русских и западноевропейских мастеров XVIII – начала XX века.

Основная часть коллекции – кареты, участвовавшие в коронационных выходах императоров. Экипажи украшены скульптурными композициями, резными аллегорическими орнаментами, тканями с роскошным золотым шитьем. Они демонстрировали богатство и могущество власти и государства.

При создании карет использовали дерево, металл, бронзу, кожу, бархат, шелк, шерсть, стекло, и применяли различные способы обработки — резьбу, литье, ковку, чеканку, золочение.

Парадный экипаж императрицы Екатерины II — самая старинная карета на выставке

Придворный экипаж в Царском Селе. Карета-берлина
Карета-берлина. Выполнена мастером И.К. Букендалем до 1762 года.

Четырёхместная карета входила в состав коронационного поезда императрицы Екатерины II в 1762 году. Эта карета в стиле барокко – шедевр выдающегося каретного мастера Иоганна Конрада Букендаля.

Размеры кареты впечатляют: 6 х 2,4 х 2,6 метров. Карета очень красивая: золоченые резные объемные завитки барочного орнамента покрывают все конструктивные части кареты. На углах крыши установлены символы изобилия и богатства, маска Медузы Горгоны как символ власти, сфера со звездами и военные атрибуты.

Букендаль создал новую систему рессор, которая гасила колебания при движении, и карета оказалась комфортной для пассажиров. У кузова кареты округлые очертания, характерные для экипажей типа «берлин», изобретенных в Берлине в 1660 году.

Карета отреставрирована в 2023 году.

Фаэтон Александра I

Фаэтон Александра I
Фаэтон Александра I. 1831 г.

Фаэтон Александра I — подарок графа Отто Бломе, служившего послом Дании в России длительное время. Управляли экипажем форейторы, сидевшие непосредственно на лошадях.

Фаэтон выставлялся в апреле 2024 года на «Олдтаймер-Галерее» в Санкт-Петербурге, проходившей под девизом «От кареты до ракеты!».

Юсуповская карета

 Юсуповская карета
Юсуповская карета, привезенная из Лондона

Эта единственная английская карета Екатерины II, которую привез из Лондона князь Н.Б. Юсупов в 1783 году. Парадная 4-х местная карета использовалась на свадьбе великого князя Константина Павловича, коронации императоров Павла I, Александра I и Николая I. карета пользовалась популярностью.

Двухместная карета Марии Федоровны

Двухместная карета Марии Федоровны
Двухместная карета Марии Федоровны. 1866 г.

Датский подданный фабрикант К.К.Неллис в 1866 г. заключил договор на поставку экипажей Императорскому двору, вероятно, благодаря поддержавшей соотечественника великой княгини Марии Федоровны. Для нее он выполнил элегантную карету в цветах родового герба Романовых: белом, черном и золотом. На экипаже изображены гербы Романовых и императрицы, урожденной датской принцессы. Карета легкая по конструкции и с мягким ходом, благодаря вошедшим в употребление каучуковым шинам. Императрица любила этот экипаж и пользовалась им долгие годы: сохранилась фотография с каретой на фоне Казанского собора, 1904 года.

Карета Александра II

Карета Александра II
Карета Александра II, поврежденная взрывом бомбы

На выставке представлена двухместная карета Александра II,  в которую террорист бросил бомбу 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала. Александр II не пострадал, покинул покореженный экипаж и пошел к арестованному юноше, когда ему в ноги была брошена вторая бомба, от которой император скончался.

На карете видны следы от взрыва. Карета выполнена на фабрике К. Брейтигама в 1879 году.

Коронационные кареты

koronatsionnaya-kareta

В России существовали традиции торжественных царских выездов по разным случаям, таким как рождение детей, крестины, свадьбы, похороны, прием послов и коронации. С переездом двора в Санкт-Петербург в церемонию коронации добавился триумфальный въезд в Москву. Важнейший элемент этого действия – парадные экипажи.

Тысячи людей наблюдали богатство и красоту царского двора, символизирующую величие государства.

С особым блеском праздновалась коронация императора Александра II. 17 августа 1856 года император въезжал в Москву. Великолепный кортеж состоял из 32 карет. 16 старых карет было отреставрировано, а 16, в стиле неорококо, изготовили и позолотили каретные мастера: Христиан Тацки, братья Фребелиусы и братья Яковлевы.

8 из этих карет хранятся в музее-заповеднике «Царское Село».

Кузова этих роскошных карет обшиты бронзовыми золочеными пластинами и декорированы орнаментом в виде золотого жемчужника (ряды круглых или овальных элементов), рокайля (раковины и причудливые завитки) и гирляндами цветов и плодов граната.

Гранат символизировал объединение под единым началом (плод с множеством зерен), преданность монарху, знак согласия, обновления и плодородия. Гранат обладает богатейшей позитивной символикой, упоминается в Библии и имеет особое место в христианской мифологии.

16 гербовых двуглавых орлов украшают каждый экипаж. Дверная ручка выполнена в виде птичьей лапы. На углах крыши карет сделаны, для объемного восприятия, трехглавые и трехкрылые орлы.

Внутри карета обита красным бархатом.

Фабрика Яковлевых известна в Санкт-Петербурге с 1798 года. Основатель каретной фирмы Джон Михаэль Фребелиус перебрался из Германии в Санкт-Петербург в конце 1700-х годов. Каретный мастер Христиан Тацки работал с 1835 года.

Дорожный быт

В первом помещении выставки экспонируются предметы, связанные с дорожным бытом путешественников.

Придворный экипаж в Царском Селе. Дорожный быт
Походный чемодан

Сани и зимние коляски

В третьем зале представлены зимние виды транспорта: одноместные парадные сани и десятиместные сани для придворных прогулок времен Екатерины II, кареты-сани.

Таврический вояж Екатерины Великой

Нельзя ни вспомнить знаменитое путешествие Екатерины II в Крым. В путь императрица отправилась 2 января 1787 года из Царского Села и вернулась 11 июля. Поездка длилась более полугода.

Кортеж императрицы состоял из 14 карет и 124 саней с 40 запасными. Для смены на станциях ожидало 56 лошадей. Карету императрицы, состоящую из кабинета, гостиной, игорного стола, небольшой библиотеки и всяческих удобств, тянули 30 лошадей.

Екатерина посетила 36 городов, проехав через всю Россию. Небывалое по значимости, затратам и роскоши событие. Ее сопровождали придворные, прислуга, послы Англии, Франции и даже император Австрии Иосиф инкогнито, под именем графа Фалькенштейна.

Императрица ездила инспектировать Новороссию, управляемую Г.А. Потемкиным. С императором Иосифом Екатерина стремилась заключить союз против Турции.

Главной геополитической целью путешествия было продемонстрировать Европе неоспоримый факт присоединения к России Крыма и территорий на южных рубежах.

Адрес и режим работы выставки «Придворный экипаж»

Адрес: Пушкин, Садовая улица, 8. Государственный музей-заповедник «Царское Село»

Режим работы: С 10:00 до 18:00 (касса и вход до 17:00).

Выходной день: среда
Санитарный день: последний вторник месяца (с ноября по март)

Продажа билетов онлайн по сеансам. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассу выставки. Экскурсия с предоставлением аудиогида.

Взрослые – 350 руб.

Учащиеся (с 14 лет), студенты – 250 руб.

Пенсионеры РФ и стран ЕАЭС* и др. – 250 руб.

Лица младше 14 лет – бесплатно

Что можно успеть в Пушкине после выставки

  • Погулять в Екатерининском (платно) или Александровском парке (бесплатно)
  • Сходить на экскурсию в Дворцовую церковь Екатерининского дворца (вход и билеты справа от касс в парк в здании дворца)
Церковь в Екатерининском дворце
Дворцовая церковь
  • В Александровском парке посмотреть Шапель, Арсенал или Белую башню
  • Полюбоваться окрестными далями со смотровой площадки Певческой башни (200 руб, скидки детям и пенсионерам) (расположена за конюшнями)
  • Посетить Екатерининский собор в центре города
Екатерининский собор
Екатерининский собор в Пушкине
  • Купить что-нибудь вкусненькое на рынке в Гостином дворе Пушкина.

Видео: Придворный экипаж в Государственном музее-заповеднике «Царское Село»

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Путешествуем и фотографируем