Мемориалы «Дороги жизни» от деревни Коккорево до ж/д станции «Ладожское Озеро»
Маршрут Коккорево — Ладожское Озеро на карте
«Разорванное кольцо»
На 40 км Дороги жизни, стоит памятник «Разорванное кольцо», символ прорыва блокады, символ Великой Победы! С этого места, Вагановского спуска, автоколонны отправлялись к восточному берегу Ладожского озера.
Памятник является частью мемориального комплекса «Зеленый пояс Славы». Протяженность комплекса свыше 200 километров по рубежу обороны Ленинграда 1941 года, на котором были остановлены немецкие и финские войска.
Горит Вечный огонь.
На стеле стихи:
«Потомок, знай: в суровые года
Верны народу, долгу и Отчизне,
Через торосы ладожского льда
Отсюда мы вели дорогу Жизни,
Чтоб жизнь не умирала никогда».
Бронислав Кежун – поэт, переводчик, журналист, военный корреспондент. Архитектор памятника Константина Симун.
Памятник «Прорыв энергетической блокады»
Рядом стоит небольшой монумент «Прорыв энергетической блокады». Посвящен уникальной операции прокладки кабеля по дну Ладожского озера от Волховской ГЭЗ в Ленинград. Благодаря этой операции 23 сентября 1942 года в 3000 домов зажегся свет, была увеличена подача мощности для хлебозаводов, госпиталей и оборонный предприятий. Это стало одной из важнейших вех для будущей Победы и жизни города.
От монумента «Разорванное кольцо» (стоя лицом к Ладоге) направо, около 2 км, в поселке Коккорево на берегу Ладожского озера находится Народный музей «Дорога жизни». Налево, вдоль шоссе – другие памятники и музеи Дороги жизни.
Народный музей «Дорога жизни»
Самый прочувствованный и ценный музей, созданный ветеранами, служившими на Дороге жизни.
Часть первой комнаты музея занимает диорама. Один из авторов диорамы – Л.Ю. Гальперин, командир 64 отдельного дорожно-эксплуатационного батальона (ОДЭБ). В послевоенное время – известный архитектор.
Народный музей «Дорога жизни» расположен в поселке Коккорево. Был открыт 19 мая 1974 года в здании бывшего штаба Военно-автомобильной дороги № 101 (ледовой трассы).
Некоторые факты со стендов музея
- За первую блокадную зиму по ледовой дороге было перевезена 361 тыс. тонн грузов, в том числе 270 тыс. тонн продовольствия.
- Эвакуировано из Ленинграда 514 тыс. человек.
- На ледовой дороге работало около 4000 автомобилей.
Все это позволило провести трехкратное увеличение норм выдачи продовольствия, прокормить оставшееся в Ленинграде население, а также фронт, и создать двухмесячный запас продовольствия.
- 19 ноября по ледовой дороге пошли лошади с санями, на которых перевозили по 2-3 мешка муки. К помощи лошадей прибегали каждый раз, когда передвижение на автомобилях было невозможным.
- 22 ноября 1941 года по льду пошли первые 60 автомобилей ГАЗ-АА, которые доставили 33 тонны муки. Возглавлял колонну командир автомобильного батальона Порчунов В.А.
- Уже 25 ноября произошла первая прибавка хлеба.
- 24 января 1942 года – вторая прибавка хлеба.
- 11 февраля 1942 года – третья.
Рабочие стали получать хлеба 500 граммов, служащие – 400, иждивенцы и дети — 300 граммов. Положение оставалось очень тяжелым, но город вышел из критического состояния.
Перевозки по дороге дали возможность подготовиться к навигации 1942 года. Были построены и оборудованы порты в Осиновце и Кобоне, были построены баржи. Теперь дорога жизни проходила по воде.
Один из стендов музея
136 (88) отдельный мостостроительный батальон.
Осенью 1941 года батальон сооружал пирсы в бухте Осиновец. 15 ноября, с закрытием навигации, штаб тыла Ленфронта поставил перед батальоном задачу проложить автомобильную дорогу от д. Коккорево на западном берегу до д. Кобона на восточном. 17-19 ноября группа из 30 бойцов под руководством воентехника Л.Н. Соколова проложила первый маршрут ледовой трассы. В дальнейшем батальон сооружал на трассе мостки через трещины и на съездах к берегу, поднимал затонувшую технику. Протяженность конструкций, созданных батальоном за время войны, превышает 11 км.
Ничто не забыто
Это маленький музей в деревянном доме, но в нем собрано большое количество фотографий, информации о том, как работала дорога, как ее защищали, о мужественных людях, работавших на дороге жизни.
Этот музей надо хранить как зеницу ока для будущих поколений и ныне живущих. Это нельзя забыть и потерять!
В музее можно походить самостоятельно, и можно договориться об экскурсии. Здесь особенно сильно чувствуешь, какой дорогой ценой была завоевана победа, как велик героизм и самоотверженность нашего народа.
Филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни»
Дальше по шоссе расположен большой музейный комплекс, филиал Центрального военно-морского музея. Под открытым небом стоит самолет Ли-2Т. Авиасвязь с осаждённым Ленинградом была налажена в сентябре 1941 года. Стоят самоходные баржи, сторожевой корабль, коллекция морских пушек с кораблей, гаубиц. В павильонах представлены макеты самолетов, танков, судов, военная форма и экипировка моряков, летчиков и водолазов, вещей связанных с дорогой. Предъявлено огромное количество документов и фотографий.
Братская могила «Ладожский курган»
На левой стороне дороги – Братская могила «Ладожский курган», созданная по инициативе и при участии Красных следопытов Вагановской восьмилетней школы.
В центре Братской могилы – памятник Военным морякам, водителям автомашин и другим героям Ладоги, погибшим в дни блокады Ленинграда на «Дороге жизни» в 1942-1943гг.
Вокруг – стелы с именами погибших кораблей Ладожской военной флотилии, судов северо-западного морского пароходства.
Стелы со списками погибших на Ладоге в 1941-1943 годах
В штормовую ночь 17 сентября 1941 года при переправе через Ладогу погибли многие курсанты и офицеры военно-морских училищ Ленинграда и группа работников Гидрографического управления В.М.Ф. Стоят стелы со списками военнослужащих и курсантов 2 курса Высшего военно-морского гидрографического училища имени Орджоникидзе, врачей-выпускников Военно-морской медицинской академии с женами, офицеров и курсантов Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского.
Благодаря работе следопытов люди находят своих погибших в войну родственников. При чтении этих надписей невозможно удержаться от слез. Погибали совсем молодые люди.
Осиновецкий маяк
Как известно, Ладога — почти море, огромное и глубокое. А еще коварное, шторма на Ладоге это вполне обычное дело, но очень опасное.
Осиновецкий маяк начали строить в 1905 году, а закончили в 1910. Маяк имеет высоту 70 метров, его лампы расположены на отметке 74 метра над уровнем озера. Свет его виден за 40 км при любой погоде. Наверх идет винтовая лестница, насчитывающая 366 ступеней. 9-ый по высоте в мире, среди традиционных маяков. Территория маяка закрыта.
Осиновецкий маяк служил важным ориентиром во время блокады Ленинграда.
Музейно-мемориальный комплекс на станции Ладожское Озеро
На 46 км дороги у железнодорожной станции Ладожское озеро на вечной стоянке памятник паровозу-воину Эш-4375 «Комсомолец». Легендарный паровоз в 1941-1942 годах доставлял продовольствие, топливо в город и вывозил ленинградцев. Рядом стоит электрический колун для колки дров (некоторые паровозы работали на дровах) и верстовой столб с дороги жизни уникального оформления.
Здание вокзала построено в форме противотанкового надолба. В здании находится музей, посвящённый работе железнодорожников в годы войны. Был открыт в 1975 году.
Как добраться
На электропоезде с Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина») до ж/д станции Ладожское озеро, далее пешком (около 1,5 км в сторону Ладожского озера).
На личном транспорте, конечно, удобнее всего. По дороге: 41К-064, 38 км. Если ехать с юга Санкт-Петербурга, то можно по Мурманскому шоссе через поселок им. Морозова.
Координаты памятника «Разорванное кольцо» 60.081502° 31.067323°
Адрес филиала ВММ: 188675, Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58. Режим работы филиала: с 10:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15. Выходные дни: понедельник и вторник. Имейте документы для покупки льготных билетов. Актуальную информацию проверяйте на сайте музея.
Мемориальный комплекс на станции Ладожское озеро. Время работы: вторник – суббота с 09:00 до 17:00, перерыв с 12:00 до 12:48. Информация на сайте комплекса.
Что рядом
Если попадете в сезон рыбной ловли, купите по дороге свежую рыбу.
В Борисовой Гриве в ларечке продают вкусное мороженое.
Около Осиновецкого маяка на берегу Ладоги – большой песчаный обустроенный пляж, кафе, катание на катерах. Вход бесплатный, на машине надо будет заплатить за въезд, но можно оставить машину на территории у дороги.
Тут же небольшая база отдыха. Есть гостиница с апартаментами со всеми удобствами и хостел. Баня, яхт-клуб – все для комфортного отдыха.
Видеоролик: «Разорванное кольцо» – символ прорыва блокады Ленинграда! Broken Ring monument on Road of Life.
Музыка – Барановская Оля и Маркин Саша, песня о подвиге Ленинграда.
Мемориалы «Дороги жизни» от деревни Коккорево до ж/д станции Ладожское Озеро.Санкт-Петербург Россия