Монументальный Собор Святой Софии стоит в самом сердце Стамбула, на перекрестке Востока и Запада. На протяжении многих веков Собор Святой Софии в Стамбуле был молчаливым свидетелем приливов и отливов цивилизаций. Айя-София, или Святая София: история и архитектура Большая мечеть Айя-София (Ayasofya-i Kebir Camii) функционирует в здании бывшего византийского православного собора Святой Софии – Премудрости Божией (одно из определений Христа). Культовое сооружение последовательно служило Византийской, Латинской и Османской империям. В 1985 г. это уникальное сооружение в составе Исторического района Стамбула вошло в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Византийская эпоха: собор Святой Софии как христианский собор Главный собор Византийской империи воздвигнут в 532–537 гг. в период правления императора Юстиниана в Константинополе, ныне Стамбуле. Авторами проекта были лучшие архитекторы своего времени: инженер Анфимий из Тралла и математик Исидор из Милета. На строительство Софийского собора империя, находящаяся в расцвете могущества, затратила сумму, эквивалентную своему трёхгодичному доходу. В отделке собора щедро использовали мрамор, золото, серебро, слоновую кость. Внутри него устанавливали фрагменты прежних построек, в частности, колонны – порфировые из Рима и мраморные из Эфеса. Собор был щедро украшен замысловатыми мозаиками, изображающими христианскую иконографию.
Внутри собора разместили Омфалион (с греч. — «пуп (земли)»), принятый за центр Византийской империи. Это квадрат со сторонами 5,65 метра. Внутри находится 30 мраморных кругов разных размеров и цветов. В середине квадрата один большой круг. Именно в этом месте короновали монархов. С начала 7 века собор Святой Софии в Константинополе был постоянным местом коронации византийских императоров.
Интерьер Аяй Софии
Ослепительное великолепие храма поражало современников. По преданию, вошедший в Софийский собор византийский император Юстиниан произнёс: «Смотри, Соломон, я превзошёл тебя». Он имел в виду сравнение со знаменитым Иерусалимским храмом, возведённым ветхозаветным царём.
В казавшемся непоколебимом величественном сооружении первые трещины появились уже через 20 лет под воздействием землетрясений. На следующий год купол и вовсе обрушился. Не только по вине природных катаклизмов, но и из-за заниженной при расчётах нагрузки. Восстановление собора завершили в 562 г. В 859 году подземные толчки обрушили один из полукуполов, а в 989 году — одну из арок купола. После этого армянский архитектор Трдат реставрировал собор шесть лет, сделав перестроенный купол более высоким.
Архитектурное чудо центрального купола Центральный купол собора Святой Софии является чудом, которое завораживает посетителей на протяжении столетий. Это архитектурный символ византийской эпохи.
Огромное здание Святой Софии в Константинополе высотой 55,6 м с куполом диаметром 31 метр, более тысячелетия, до постройки римского собора Святого Петра, было самым большим христианским храмом. В Европе купола таких размеров появятся лишь в эпоху Возрождения. При возведении купола собора зодчие применили новаторские строительные решения. Прямоугольный, а не круглый, свод здания опирался на семь полукуполов. Те, в свою очередь, поддерживаются конструкциями, спрятанными в массивных стенах. Это позволило отказаться от опорных колонн, расширить пространство и получить «парящий купол». Его выложили из особого кирпича, изготавливаемого на острове Родос. Этот стройматериал на порядок легче обычного кирпича. Множество окон в нижней части купола создают иллюзию легкости и невесомости.
Изначально интерьер купола был украшен христианскими мозаиками. Но преобразование Айя-Софии в мечеть в XV веке внесло серьезные изменения. Христианские мозаики заменили исламской каллиграфией.
В восточной части собора Святой Софии находится полукупольный алтарь. В византийской традиции полукупол представлял земное царство, а центральный купол – небо.
Крещение Руси В 959 г. в Софийском Соборе крестилась княгиня Ольга. А её внук князь Владимир, под влиянием рассказов послов о впечатляющем соборе великолепной архитектуры и красочном православном богослужении, начал крещение Руси.
Раскол церкви Тем временем в христианской церкви назревал раскол. Он принял зримые формы именно в Софийском соборе. В 1054 г., прямо во время службы, легат (посланник) Римского папы вручил Патриарху Константинополя папскую грамоту, отлучавшую его от церкви. В ответ тот провозгласил анафему папским легатам. Так было положено начало разделению христианской церкви на Римско-католическую и Православную.
Крестоносцы, 1204-1261 гг. В 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и разорили Софийский собор. Он лишился главной святыни – плащаницы, увезенной в Турин и ставшей известной как Туринская. Бронзовую квадригу работы античного скульптора Лисиппа, и часть ценного церковного убранства увезли на родину крестоносцы из Венеции, понимавшие их значение. Православного патриарха сменил католический. Таковым стал и собор, вплоть до конца Латинской империи в 1261 г., после чего было восстановлено православие.
Император Михаил Палеолог и возрождение собора Святой Софии После крестоносцев город находился в состоянии запустения и упадка. Восстановление Айя-Софии было главной заботой Михаила VIII Палеолога. Возрождение университета в его пристройках ознаменовало собор как центр интеллектуального и теологического дискурса. Это привлекло в Константинополь новую волну ученых, художников и философов, возродив славу эллинских традиций.
Землетрясение 1344 года В 1344 году катастрофическое землетрясение превратило в руины значительные части собора. Император Андроник II, правивший в этот период, взял на себя ответственность за возрождение этого символа византийской гордости.
Необходимо было восстановить собор, обеспечив при этом его устойчивость к будущим сейсмическим явлениям. Самым значительным дополнением стало строительство массивных пирамидальных башен-контрфорсов для поддержки ослабленной конструкции.
Площадь Султанахмет и собор Святой Софии
Обрушенный купол заменили на ныне существующий. Интерьер был не просто восстановлен, но и улучшен. Восстановление собора стало символом несокрушимого духа Константинополя.
Возвышение османов и падение Константинополя На заре XV века некогда могущественная Византийская империя, оплот христианской власти и культуры, стремительно приходила в упадок. Не помогли и западные соседи.
В 1453 г. Софийский собор вынужденно поменял не только конфессию, но и религию. 29 мая в него ворвались захватившие Константинополь турки-османы. Их предводитель – султан Мехмед II, по некоторым сведениям, въехал в храм на коне. Восхитившись красотой собора, он повелел перепрофилировать его в мечеть. Тем временем его воины не ограничились грабежом ценностей. Они отметили свою победу массовой резнёй молящихся в храме христиан.
Во исполнение повеления султана, по четырём сторонам бывшего собора появились беломраморные минареты. В исламе запрещены изображения людей и животных, поэтому прекрасные мозаики скрыли под белилами и завесили верблюжьими кожами с начертанными золотом сурами из Корана.
С установкой михраба (молитвенной ниши) было изменено направление поклонения на Мекку. Появились ложа султана и минбар (кафедра проповедей имама). Мечеть Айя-София стала второй святыней ислама после Каабы (мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети аль-Харам в Мекке).
Ложа султана (стоит на пяти колоннах и отделана ажурной позолоченной решеткой), михраб, минбар и омфалион в мечети Айя-София. (слева направо)
Собор Святой Софии оказал глубокое влияние на османскую архитектуру. Он стал образцом для многих мечетей, построенных позже.
В мусульманский период истории рядом с мечетью появились сопутствующие сооружения. Первым в XV в. было медресе. В XVIII в. воздвигнуты роскошное здание библиотеки с читальней и многоколонный фонтан для ритуальных омовений. Рядом с Айя-Софией сформировался османский некрополь – гробницы султанов XVI–XVII вв.
К середине XIX в. мечеть серьёзно обветшала. Реставрация, проведённая швейцарскими архитекторами братьями Фоссати, отвела опасность обрушения. Тогда же под слоем извести были обнаружены византийские мозаики. По распоряжению султана их не стали снова закрашивать, но лики святых вновь забелили. А мозаики скрыли за деревянными щитами, обтянутыми кожей, на которых написали цитаты из Корана.
Музей в 20 и мечеть в 21 веке Айя-София оставалась мечетью вплоть до 1935 г., когда декретом Кемаля Ататюрка, основателя светской Турции, была преобразована в музей. Щиты убрали, и византийские мозаики на стенах и под куполом стали доступны посетителям. После свёртывания ковров восхищённому взору открылся многоцветный мраморный пол.
Однако в 2020 г. музею возвратили статус мечети. Туристы могли бесплатно посещать её, исключая время ежедневных пятиразовых мусульманских молитв. Византийские мозаики на стенах во время намаза вновь стали завешиваться. Мозаики под куполом скрыли стационарными щитами. К сожалению, исламские ковры вновь покрыли мраморный пол.
Мозаичные панели и каллиграфия в соборе Святой Софии в Стамбуле Святая София — памятник, который стал символом вечной истории и изменчивых верований. Сначала это был византийский собор, затем османская мечеть. Архитектурное великолепие собора рассказывает о великих империях и религиях, отражая их в мозаиках и каллиграфии.
Сохранение этих художественных сокровищ — это постоянная борьба со временем и окружающей средой. Но это жизненно важная миссия для человечества, поскольку это акт уважения к прошлому и инвестиции в будущее.
Византийские мозаики Византийские мозаики интерьера представляют большую художественную ценность.
История мозаик собора Святой Софии начиналась в эпоху религиозных потрясений — византийского иконоборчества. Почитание религиозных изображений считалось еретическим. Поэтому, восстановленные при македонских императорах, они стали не просто украшением, но и утверждением веры и силы.
Мозаики имеют золотистый фон – символ божественного света. Крошечные кусочки стекла, камня и золота тщательно соединялись вместе, создавая изображения, которые мерцали светом и цветом. Это было не просто искусство, а попытка изобразить небесное царство на земных стенах.
Над алтарём расположена мозаика, изображающая Богородицу на троне, которая держит на коленях божественного Младенца. Эта мозаика IX в. была первой, созданной по окончании периода иконоборчества. После 2020 года она, как и две другие на первом ярусе, скрыта занавесями.
В правой (южной) галерее расположены мозаики XI-XIII вв. Примерно в центре видим знаменитую мозаику «Деисус», датированную 1261 годом. На ней изображен Христос с заступниками за людей – Богоматерью и Иоанном Предтечей.
При движении по галерее в направлении алтаря можно заметить ещё две примечательные мозаики. На левой, XI века, Христос в синем одеянии благословляет византийских монархов Константина с кошельком и Зою с грамотой, свидетельствующих об их милосердии. На правой мозаике XII в., по обе стороны от Богородицы, изображены император Иоанн Комнин и его жена Ирина с такими же атрибутами.
В тимпане (над горизонтальной перемычкой дверного проёма) над выходом, находится мозаика X века, изображающая сидящую на троне Богородицу в окружении императоров. Юстиниан I преподносит в дар Богородице храм Святой Софии, а Константин – город Константинополь. Каллиграфия Круглые щиты с золотой арабской вязью на черном фоне. Крупнейшие образцы арабской каллиграфии в мире. Завоевание Константинополя османами изменило Святую Софию. Византийские мозаики скрыли под штукатуркой. Их заменили красивые арабские надписи. Это было не просто украшение, а важное заявление о новой религии, культуре и власти в городе.
Каллиграфические панели в Святой Софии созданы мастерами, такими как Казаскер Мустафа Иззет Эфенди. Его надписи на куполе — это поэзия в движении, плавный танец шрифта.
Каллиграфические панели в Святой Софии содержат имена Аллаха, Мухаммеда и других ключевых фигур ислама. Они служат напоминанием о религиозном предназначении здания в его фазе мечети.
Как добраться Мечеть Айя-София расположена в центре Стамбула, в районе площади Султанахмет. Напротив Голубой мечети . Доехать до неё можно следующими видами общественного транспорта:
на трамвае T1 до остановки Sultanahmet; на монорельсовой электричке Marmaray до остановки Sırkecı (Сиркеджи), далее пешком 10 минут; из района площади Таксим на метро линии M2 до станции Vezneciler (Везнеджилер), затем пересесть на трамвай T1; Если вы едете издалека, метро может стать быстрой альтернативой. Ближайшая станция метро — Аксарай, которая соединяется с трамвайной линией, идущей в Султанахмет.
из азиатской части города на пароме до станции Eminönü (Эминеню), затем пересесть на трамвай T Трамвай T1 ходит во многих районах города, включая аэропорт.
Правила посещения Айя-Софии Как и в любой мечети, в Айя-Софии действует мусульманский дресс-код – отсутствие обуви, закрытые ноги; закрытые плечи и волосы у женщин.
Стоимость посещения мечети С количеством посетителей в 3,5 миллиона человек в год древний собор, превращенный в мечеть, нуждался в новой системе для управления туристами и обеспечении лучшего посещения для тех, кто приходит молиться.
Поэтому с января 1924 г. вход в мечеть для туристов стал платным. Стоимость – от 25 евро. Билет приобретается в кассе у входа или онлайн на сайте.
Покупка билетов заранее онлайн позволяет избежать длинных очередей. Доступны различные варианты билетов, включая экскурсии с гидом, многоязычные аудиогиды и объединенные билеты с другими достопримечательностями.
Онлайн-билеты можно купить на сайте на русском языке .
Есть аудиогид на русском языке. Продолжительность посещения мечети Айя София – 1 час.
Информация на сайте мечети.
Мы поддерживаем AliPay, American Express, Amex GooglePay, Amex ApplePay, Apple Pay, карту Bancontact, Carte Bancaire, China Union Pay, Diners Club, Sofortüberweisung, Discover, GiroPay, iDEAL, JCB, Maestro, MasterCard, MasterCard GooglePay, MasterCard ApplePay, Multibanco, PayPal, Google Pay, UnionPay, VISA, Visa ApplePay.
Через прежний основной вход со стороны площади Султанахмет, ведущий на первый этаж, теперь входят только мусульмане. Для граждан Турции – в любое время дня. А для мусульман-иностранцев – только во время намазов.
Туристы на галерее 2-ого этажа мечети Айя-София
Отдельный вход для иностранных туристов, со стороны Дворца Топкапы, ведёт к галереям второго этажа, откуда можно видеть большинство венецианских мозаик.
Во время богослужений раннего христианского периода на галереях храма отводились места для женщин. Здесь же располагалась ложа императрицы.
Путешественники могут посетить мечеть ежедневно с 9 до 19:30. Билетная касса закрывается в 19:00.
Самое спокойное время для посещение Айя-Софии – рано утром до начала экскурсий (около 9:00–9:30 утра). Меньше посетителей в будние дни после 9:00 утра.
Посещение собора Святой Софии – это больше, чем просто экскурсия, это путешествие во времени. Каждый уголок Святой Софии может рассказать свою историю. Чтобы усилить свои впечатления, воспользуйтесь доступными интерактивными гидами или экскурсиями, которые дают более глубокое понимание архитектурных особенностей собора.