Балтийск — самый западный город России, чья жизнь неразрывно связана с морем и проливом. Здесь расположены крупный морской порт и современный паромный терминал, что подчеркивает значимость этого удивительного места для судоходства и торговли.
В Балтийске располагается крупнейшая военно-морская база России на Балтийском море.
Наш рассказ о том, что посмотреть в Балтийске за один день, разделен на две части: первая — это впечатления и открытия во время пешей прогулки по городу, а вторая — впечатления от морской экскурсии по акватории Балтийска на катере.
Пиллау: некоторые факты из истории процветающего портового города на Балтике История Балтийска, некогда известного как Пиллау, разворачивается как увлекательный детектив, полон неожиданных поворотов и поразительных событий.
Первые упоминания о скромных рыбацких поселениях, таких как деревня Вограм, восходят к 1258 году. В 1363 году в исторических хрониках появляется название «Пиле» или «Пиль», что в переводе с прусского означает «крепость».
10 сентября 1510 года над юго-восточным побережьем Балтийского моря разразился ужасный шторм. Мощный ураган разорвал косу Фрише Нерунг, отделив её от материка и создав новый пролив, который соединил залив с открытым морем. Сначала его называли Новым, а впоследствии — Пиллауским. Этот пролив стал важной судоходной артерией, обеспечившей процветание городу.
Пиллау превратился в значимый транспортный узел, и местные жители с благодарностью именовали пролив «Богом нам данный».
В его воды заходили самые крупные суда того времени, но из-за мелей они разгружались здесь. Далее товары перевозились на лихтерных судах (тип плоскодонной баржи) в Кенигсберг. Купцы из Кенигсберга вели активную торговлю от Голландии до Новгорода и Лемберга (Львова).
В 1640 году к власти пришел Великий Курфюрст Фридрих Вильгельм. В Кенигсберге он основал Торговое общество, судостроительную компанию и мастерскую по ремонту судов. А в Пиллау построил верфь Курфюрста, гавани для кораблей и жилые дома. Здесь также появились Коммерческая и Адмиралтейская коллегии, а мастера, специализировавшиеся на изготовлении парусов, якорей, весел и другой морской амуниции, начали осваивать новые горизонты в этом процветающем портовом городе.
Герб Пиллау
18 января 1725 года Пиллау стал городом и получил герб — серебряный осётр в золотой короне, плывущий по водоразделу красного неба и синего моря. Осетр на гербе появился потому, что основными источниками заработка для местных жителей в 13 веке были сбор янтаря и ловля осетров.
В сети рыбаков попадались двух- и трехметровые осетры.
Но Тевтонский орден контролировал вылов осетров. Каждую рыбину полагалось сдавать в «Осетровую избу», она предназначалась королевскому двору. Мифологически осётр символизирует счастливую жизнь.
Пиллауская песня Ханс Парлов, родившийся в Пиллау, несколько лет ходил в море. Его отец и брат также были моряками. В 1925 году Ханс написал «Пиллаускую песню», ставшую своеобразным гимном его родному городу.
Есть на Балтийском сияющем море Город прекрасный с гербом-осетром. Шведским монархом был он построен, Пруссии был укреплен королем.
Северо-западный ветер волною Гонит янтарь на его берега, Дюны в колючках цветка с головою Синей, как в море Балтийском вода.
Красные крыши под зеленью лип, Белые чайки играют с волною, Флюгер над ратушей, ветер бодрит, И бесконечно Балтийское море.
(перевод Светланы Даниловой)
1945 год Гитлер и Геббельс, зимой 1945 года, когда боевые действия уже шли на территории Восточной Пруссии, требовали от населения Восточной Пруссии «бороться и победить или умереть». Операция «Ганнибал» по эвакуации людей морским путем из Восточной Пруссии началась лишь 21 января 1945 года. На транспортных судах из Пиллау было эвакуировано более 500 тысяч раненых и беженцев.
Наступление советских войск началось 20 апреля 1945 года. Сопротивление гитлеровцев на заранее подготовленных позициях было упорным. 25 апреля бойцы Красной Армии прорвались на окраины города, и после ожесточенного штурма последняя крепость Восточной Пруссии пала. 27 ноября 1946 года Пиллау был переименован в Балтийск. Началась русская история округа.
Военно-морской парад на День ВМФ 16 июля 1946 года впервые на канале в Балтийске отмечался День Военно-Морского флота. С тех пор ежегодно в День ВМФ улицы города заполняются его жителями и многочисленными гостями. В морском канале проходит парад кораблей и театрализованное представление, разворачивается выставка военной техники и вооружения. Морской парад (последнее воскресенье июля) и его его генеральная репетиция — главные события лета в Балтийске.
В Балтийске проходит ежегодный фестиваль бардовской песни «Балтийская Ухана» .
1991 год В 1991 году было принято решение о создании на территории области свободной экономической зоны «Янтарь» и отменены строгие ограничения на въезд иностранцев. 19 июня 1991 года в порт Балтийск впервые вошли корабли стран НАТО в рамках делового визита.
2025 год 25 апреля в Балтийске отметили 80-летнюю годовщину штурма города Красной Армией.
В апреле и мае в Балтийском округе будут проходить памятные мероприятия в честь 80-летия со дня окончания Великой Отечественной войны.
Что посмотреть в Балтийске за 1 день
Символы Балтийска — монумент Петру I, маяк и конная статуя императрицы Елизаветы Петровны Символами города стали памятники, расположенные на Морском бульваре. Памятник Петру I был торжественно открыт в 1998 году к 300-летия Военно-морского флота России. Этот монумент, высотой 6 метров, напоминает о визите Петра I в Пиллау в 1697 году, когда он, сопровождаемый свитой из 4000 человек, совершал свою знаменитую поездку в рамках Великого посольства. В дальнейшем Петр I возвращался сюда еще дважды — в 1711 и 1716 годах.
Рядом возвышается маяк Пиллау, его высота достигает 33,2 метра над уровнем моря, а свет, излучаемый им, виден на расстоянии 16 морских миль. Подняться на Балтийский маяк нельзя. Первый деревянный маяк был возведен еще в 1640-х годах, но его сменил каменный, который служит с 1816 года. Во время Второй мировой войны здание практически не пострадало, и вскоре его восстановили. Маяк служит надежным ориентиром для моряков.
В конце суровой и брутальной набережной Балтийска, у северного мола, возвышается конный памятник императрице Елизавете Петровне. Одета она в платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка.
Монумент напоминает о том, что во время Семилетней войны Пруссия и город Кенигсберг была занята русскими войсками Елизаветы Петровны.
В Пиллау была построена новая гавань — Русская дамба (сейчас «Русская набережная»), так как существовавшая была мала для русских кораблей, и православная церковь. Население Восточной Пруссии присягнуло на верность Елизавете Петровне, а Восточная Пруссия вошла в состав Российской империи (с 1758 по 1762 год).
Иосиф Бродский «Отрывок (В ганзейской гостинице «Якорь»…)»
24 мая 2005 года в Балтийске на фасаде гостиницы «Золотой якорь» установлена памятная доска, на которой высечено: «В этой гостинице в 1963 году останавливался будущий лауреат Нобелевской премии, поэт Иосиф Бродский». Осенью 1963 года Иосиф Александрович Бродский, в качестве внештатного корреспондента журнала «Костер», несколько дней провел в Балтийске, куда приезжал для подготовки статьи о местной юношеской команде пловцов. Позднее появилось стихотворение «Отрывок», более известное под названием «В ганзейской гостинице «Якорь».
Остановиться в отеле, где жил И. Бродский
Площадь Балтийской Славы
В сквере на постаменте установлен памятник «Торпедный катер» — настоящий катер образца середины XX века. Композицию дополняют корабельные орудия того же периода — пушки и мины с миноносцев «Славный» и «Стойкий». Здесь же высятся обелиски «Слава героическим морякам охраны» и «Десантникам Балтики». Музей Балтийского флота
Не менее значимым местом является Музей Балтийского флота. Это здание, построенное в готическом стиле в 1903 году, хранит множество историй и артефактов, связанных с морским делом. Здесь же можно приобрести билеты для посещения Балтийской крепости. Адрес: ул. Кронштадтская, 1. Время работы: 10:00-18:00 (касса — до 17:15, выходные: понедельник, вторник)
Балтийская крепость
На площади у входа в крепость вас встретят орудия и мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, а также композиция «Они сражались за Родину».
Взгляд невольно устремляется к стенам крепости, которые на первый взгляд могут показаться непримечательными. Но не спешите с выводами — стоит отправиться на экскурсию, чтобы раскрыть тайны этого исторического места! Крепость, имеющая форму звезды с пятью бастионами, расположена на живописном островке, окруженном двумя рядами рвов. Первый из бастионов, названный в честь Альбрехта — первого герцога Пруссии и последнего магистра Тевтонского ордена, хранит множество историй. Крепость находится в хорошем состоянии, а рядом можно увидеть жилые дома, ведь это действующая воинская часть.
В 1626 году шведский король Густав Адольф без единого выстрела высадился в Пиллау с флотилией из 37 кораблей, потому что Пиллауский пролив никем не охранялся. Густав Адольф начал строить крепость. Но после его смерти в Пиллау в 1636 году вошли бранденбургские войска. Шведы продали недостроенную крепость. Достроили ее лишь к 1700 году, и выход к морю теперь был под надежной защитой. Ввели должность губернатора Пиллау. Без его ведома через пролив не могло пройти ни одно судно.
Неслучайно Петр I три раза приезжал в Пиллау и Кенигсберг, интересуясь как крепостными сооружениями, так и корабельным делом.
За свою долгую историю крепость Пиллау стала свидетелем множества военных событий, но особенно значимым остается апрель 1945 года, когда она была взята советскими войсками. Более 4 000 советских солдат и офицеров отдали свои жизни при штурме крепости. Это забывать нельзя!
В крепости продолжаются археологические раскопки, открывающие новые страницы её истории. Пройдя по подземным казематам и поднявшись на крепостной вал, вы сможете насладиться захватывающим видом на залив. Экскурсии и время работы
Экскурсии по крепости Пиллау проводятся со среды по воскресенье в 13:30. При себе необходимо иметь паспорт РФ и документы, подтверждающие льготы. Для записи на экскурсию необходимо позвонить в день посещения по телефону 8(40145) 6-41-87. Сайт
Стоимость билетов: Взрослые — 350 руб. , льготные -200 руб. Стоимость экскурсионного обслуживания: Взрослые – 100 руб., льготные категории – 50 руб.
Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор
В непосредственной близости от крепости и музея находится Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота.
Этот собор открыт в здании старой немецкой кирхи. Кирха была построена в 1866 году в неоготическом стиле. В 1934 году кирха была перестроена. Во время штурма Пиллау весной 1945 года здание сильно пострадало.
Главный элемент собора — резной деревянный иконостас. Внутри собора установлена рака в форме морского корабля, содержащая частицу мощей адмирала Ф.Ф. Ушакова, что делает это место особенно значимым для моряков и поклонников морской истории.
Адрес: ул. Адмирала Н. Кузнецова, 3. Вход свободный.
Прогулка на катере по акватории Балтийска
Наша морская прогулка сопровождалась волнами и порывами ветра. К счастью, катер был закрытым, и на нас не дуло, не капало, а вокруг лишь разлетались брызги. Испуганные чайки и бакланы взмывали в воздух с мола, хлопая крыльями. Мы с увлечением слушали рассказ нашего капитана о городе, судоходстве, работе порта, косе, кораблях и заброшенной авиабазе.
Вид наших кораблей был просто фантастическим! Несмотря на погоду, мы испытали массу положительных эмоций. Эта прогулка стала одним из самых ярких моментов нашего пребывания в Калининграде.
А когда погода станет теплой, вы сможете искупаться в открытом море, а вечерами наслаждаться закатом.
Лебеди
Около набережной не только много кораблей, но и много лебедей, которые совсем не боятся людей и берут корм с рук. Когда мы вернулись с морской прогулки, гид нас ждал с кормом для лебедей. На причале стоит стенд, где написано, чем можно кормить лебедей: геркулес, листовой порезанный салат, зерна овсянки (можно немного запарить), очень мелко порезанная салака или килька без крупных костей, мелко порезанный кабачок, пекинская капуста кусочками и пшеница. Все это рекомендуют бросать в воду. Лебеди умеют отлично нырять. Для лебедей смертельно опасен хлеб.
Балтийская коса С российской стороны Балтийская коса отделена судоходным Балтийским проливом. Общая длина Балтийской косы составляет 65 километров, из которых 35 километров косы находятся в России, а 30 километров — в Польше. Польская часть называется Вислинской косой. Ширина косы варьируется от 300 метров в самой узкой части до 9 километров в самой широкой.
Калининградский морской судоходный канал Это уникальное гидротехническое сооружение. Калининградский морской канал связывает три порта Калининграда с морем и является единственным в России незамерзающим каналом на Балтике.
В 1879 году купцы Кенигсберга решили составить проект строительства морского канала. Они посчитали, что убыток от перегрузки товаров в Пиллау на лихтерные суда, потеря времени, порча товара составляет ежегодно около 450 000 марок. Торжественное открытие канала произошло 15 ноября 1901 года. После строительства канала большие суда стали заходить уже в Кенигсберг, что послужило мощным толчком к развитию промышленности.
Протяжённость канала составляет 43 км, ширина 50 — 80 метров, глубина 9 — 10,5 метра.
Пляжи и дюны Любителей нетронутой природы на Балтийской косе ждут широкие песчаные пляжи, высокие дюны и бескрайнее море.
Половина флоры этого уникального уголка занесена в Красную книгу, что говорит о его экологической ценности.
Пляжи с мелким песком, безлюдные, дикие, тянущиеся вдоль всего побережья на несколько километров, достигают ширины 40 метров, создавая идеальные условия для безмятежного отдыха. В песке можно обнаружить мелкие кусочки янтаря.
В отличие от Куршской косы, Балтийская коса пока не является особо охраняемой природной территорией. Это позволяет разбить палатку на ночь и разжечь костер. Нет экологического сбора.
Балтийская коса дарит возможность насладиться природой в ее первозданной красе. Но, берегите природу — это забота о себе и будущих поколениях!
Южный и Северный мол Южный мол длиной 650 метров был возведен на северном конце Балтийской косы для обеспечения безопасного захода судов в пролив с моря и предотвращения его замыву песком. Строительство началось в конце 18 века, а завершилось в 1836 году. На конце мола установлен металлический створный маяк, который обозначает правую границу безопасного фарватера для судов, заходящих в пролив, подавая сигнал зеленого цвета.
С 1840г. по 1883г. осуществлялось строительство Северного мола. Высота мола над уровнем моря — 3,14 м, ширина его — 8 м, по молу были проложены рельсы. Голова мола — излюбленное место рыбаков, особенно когда идет салака.
Ширина канала между двумя молами составляет 361,6 м, и самые крупные суда сегодняшнего времени могут зайти в канал.
Оконечности молов считаются самыми западными, доступными точками России.
«Старый Люнет» На Балтийской косе располагается музейное пространство «Старый Люнет». Его экспозиция посвящена истории авиабазы «Нойтиф» и Балтийской косы.
Время работы «Старого Люнета»: 10:00-18:00 ежедневно.
Телефон: +7 (911) 464-01-98, www.oldlunet.ru
На побережье можно увидеть руины форта «Западный». Он был частью укрепления города-крепости Пиллау, построен в 1869-1871 годы.
Аэродром «Нойтиф»
Немецкий аэродром «Нойтиф» сооружен на косе Фрише-Нерунг (Балтийская) в 1937-1939 годах. К началу войны этот аэродром считался одной из лучших авиабаз Германии. На момент 1939 года он был самым современным аэропортом в Европе.
Аэродром располагал двумя взлетно-посадочными полосами с системой подогрева, гидрогаванью, тремя железобетонными ангарами для самолетов и двумя металлическими ангарами для вспомогательной техники. На этом аэродроме дислоцировались подразделения Люфтваффе.
С этого аэродрома самолеты взлетали бомбить Ленинград. Несмотря на масштабные бои, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэродром использовался авиацией Балтийского флота. Здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже самолеты-амфибии БЕ-12 Чайка. К 90-м годам аэродром требовал капитального ремонта. И стал не нужен военным.
Является историческим памятником 2-ой Мировой войны. Именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция.
Спешите увидеть бывшую авиабазу и кусты облепихи вокруг.
Как переправиться на Балтийскую косу Переправиться на пароме, который отходит от памятника Петру I каждые 2 часа. Стоимость билета в обе стороны — 210 рублей На скоростной лодке. Местные возят туристов на экскурсии и просто переправляют через пролив. Администрация Балтийска просит отдыхающих непременно спрашивать у водителя лицензию перед тем как плыть.
На пароме можно переправиться с автомобилем, но в этом нет смысла, если вы не собрались с палаткой в конец косы.
Расстояние от Калининграда — 43 км.
Не упустите возможность увидеть с воды базу военных кораблей, самый западный город России и Балтийскую косу — это незабываемое зрелище.