Монферран – гениальный русский зодчий из Франции
Немного биографии
Огюст Монферран прожил в России 42 года. К концу жизни он считал себя русским архитектором и подписывался на русском языке. Умер 28 июня 1858 года, через месяц после открытия собора. Панихида состоялась в соборе и гроб с телом обнесли вокруг собора. Но погребение в соборе Александр II не одобрил, и жена архитектора увезла тело в Париж. Долгое время не знали даже, где Монферран похоронен. Оказалось, на Монмартрском кладбище, рядом со своей матерью.
Великолепная Франция плохо знает своего выдающегося сына.
О Монферране вообще немногое известно.
Если хотите погрузиться в атмосферу времени строительства собора, рекомендую замечательный роман И.А. Измайловой «Собор. Роман с архитектурой». Книга легкочитаемая, добрая и интересна для всех возрастов.
Родился Анри Луи Огюст Рикар де Монферран в предместье Парижа, во Франция, 23 января 1786 года. Его отец был учителем верховой езды, а дед – инженером, строителем мостов. До приезда в Россию, он успел дважды поучаствовать в наполеоновских войнах. Был ранен, получил чин старшего квартирмейстера и орден Почетного легиона. До начала войны поступил в престижную Королевскую школу архитектуры и закончил после ранения. Работал в ведомстве генерального инспектора архитектуры города Парижа. Вероятно, он много путешествовал по Италии и изучал памятники архитектуры.
После отречения Наполеона потребность в строительстве зданий резко сократилась. Монферран понимает, что время идет, а он ничего существенного еще не создал. И он решает преподнести победителю, императору всероссийскому Александру I, в 1814 году в Париже, альбом в красном переплете с золотым тиснением со своими архитектурными проектами. Такова была традиция у архитекторов, чтобы обратить на себя внимание, а не просто самонадеянность. Это ему удалось: он получает приглашение и в 1816 году приезжает в Россию.
Первоначальное его место жительства в Сан-Петербурге не установлено. Лишь после постройки Александровской колонны, когда Николаем I ему было подарено 100 тыс. руб. серебром, он купил дом и жил рядом со строившимся собором, на набережной р. Мойки, 86. Жил постоянно и редко покидал город.
Почему выбрали Монферрана
Как случилось, что молодому талантливому, но никому не известному архитектору поручили строительство главного православного храма России?
Первая Исаакиевская церковь была деревянная, заложенная в день рождения Петра I и день святого Исаакия Далматского в 1710 году. 3 раза перестраивалась. В начале 1800 годов на месте нынешнего собора стоял собор, не соответствующий статусу столичного города. Был объявлен конкурс на перестройку собора. В нем приняли участие выдающиеся зодчие того времени: Захаров, Воронихин, Кваренги, Стасов, Руска , Тома де Томон. Но все они планировали постройку нового собора, а император Александр I требовал сделать перестройку собора, к тому же началась война 1812 года. Про собор забыли.
Победа в войне над Наполеоном значительно повысило престиж России. Новое время требовало и более монументальных, и грандиозных сооружений. Вспомнили о соборе. В это время в России работал Августин Августинович Бетанкур (Августин де Бетанкур-и-Молина) – учёный, строитель, генерал-лейтенант русской службы, архитектор. В Россию он приехал в 1808 году, когда Испанию оккупировали войска Наполеона, уже будучи известным и много успевшим сделать в Испании и во Франции инженером. Бетанкура называли учителем русских инженеров. Именно к нему обратился Александр I с просьбой, найти архитектора для реконструкции Исаакиевского собора. И Бетанкур, как талантливейший человек, разглядел талант в молодом Монферране и выбрал его.
Монферран был великолепным рисовальщиком. Он сразу же приступил к работе и сделал 24 прекрасных рисунка, изобразив фасад собора и внутренний вид. В результате он был назначен придворным архитектором, а император утвердил проект.
Строительство Исаакиевского собора
Как строили собор и кто принимал участие
4 марта 1818 года специальная комиссия приняла решение о начале работ.
В течение года велись подготовительные работы, было очень много сложных вопросов по подъему больших тяжестей, строительству лесов, забивке свай и тп. Монферран был только архитектором, и в начале строительства ему в этом помогал Бетанкур. Разработанные им механизмы были уникальны. В области расчетов прочности конструкций Монферран пользовался советами ведущих специалистов: Г.Ламе и Б. Клапейрона, П.К. Ломновского. Ламе вместе с Клапейроном были приглашены в Россию в 1820 году. Габриель Ламе — французский математик, механик, физик и инженер, член-корреспондент Петербургской АН и других. В 1820-1831 годах работал в России. Бенуа Поль Эмиль Клапейрон — французский физик и инженер, член-корреспондент Петербургской академии наук. Петр Карлович Ломновский ― русский военный инженер и педагог.
Монферран постоянно учился, изучал сопротивление материалов и механику. Использовал опыт своих строителей. Многие его решения опередили время более чем на 50 лет. Он был единственным хозяином стройки, и все решения принимал только он.
Первоначальный проект собора временами пересматривали, старого собора разобрали больше, чем предполагалось первоначально. Внешний вид Монферран также немного дорабатывал. Знаете ли вы, что часть старого собора была сохранена.
Установка колонн
Исаакиевский собор – единственное здание, имеющее 104 монолитных гранитных колонны.
20 марта 1828 года была установлена первая колонна. Это было чудом строительной техники. Каждую колонну поднимали за 40-45 минут! Первой была установлена правая колонна северного портика, это со стороны Исаакиевской площади.
На установку 1-ой и 2-ой колонн было напечатано 1000 пригласительных билетов. Присутствовали император и императрица.
11 августа 1830 года были установлены все 48 колонн: 16 колонн северного портика – 2 ряда по 8 колонн в каждом, также, 16 колонн южного портика, 8 колонн в один ряд западного и, также, 8 колонн восточного портика.
Колонна – это гранитный монолит весом 114 тонн и высотой 17 метров.
Установка колонн производилась раньше закладки стен! После установки всех колонн, их накрыли временной кровлей и приступили к сооружению стен. Стены складывали из кирпичей с прослойками камнями.
В 1837 году работы подошли к установке колонн вокруг барабана купола. Эти 24 колонны весят каждая по 64 тонны, и их надо было поднять на высоту 47 метров. Подъем каждой занимал всего 2 часа, такие уникальные приспособления были разработаны Монферраном.
В Исаакиевском соборе четыре квадратные колокольни с 2-мя монолитными колоннами на каждом углу. Эти небольшие павильоны-колокольни с малыми куполами подчеркивают доминирующее значение большого купола.
Купол собора
Монферран первым из русских архитекторов создает купол из металла, использует чугун, кованое железо, медь. Это значительно придало прочности конструкции, снизило вес и облегчило сборку купола. Все детали купола изготовлялись на заводе Берда. Чарльз (Карл Николаевич) Берд — российский промышленник шотландского происхождения, первый строитель пароходов на Неве. Его завод – первый в России механическо-литейный завод, ныне Адмиралтейский завод в Санкт-Петербурге.
Диаметр внешнего купола — 25,8 метров. Высота креста на куполе — 3, 45 метра. Высота собора — 101, 5 м.
Вид на Исаакиевский собор от Манежа
В блокаду Ленинграда здание собора сильно пострадало. Были повреждены колонны портиков, пробита кровля, разбито витражное окно и испорчена живопись. Но об этом будет рассказано в следующей статье. Как много художественных ценностей было потеряно за время войны 1941-45гг.!
Отделка собора камнем
Исаакиевский собор целиком отделан снаружи и внутри различными породами природного камня. Использовано более 40 видов минералов и горных пород. Это великолепная идея и заслуга Монферрана. Все камнерезные работы выполнены талантливыми русскими умельцами.
Колонны портиков, барабана и звонниц собора сделаны из темно-розового гранита, добывавшегося в Финляндии, в карьерах Пютерлакса.
Стены собора облицованы плитами рускеальского свето-серого мрамора. В настоящее время на территории Рускеальских мраморных карьеров в Карелии располагается популярный туристический комплекс, горный парк «Рускеала».
Малахитовые колонны
Внутренняя отделка
Главный иконостас вырезан из белого итальянского мрамора. Две колонны, обрамляющие иконостас, облицованы темно-синим бадахшанским лазуритом с золотистыми искрами. Лазурит из месторождения в провинции Бадахшан Афганистана, в горах, на высоте 4000 м. Это было единственное место в мире, где добывался лазурит. Колонны были выполнены на Петергофской гранильной фабрике.
Для иконостаса были созданы 10 колонн из малахита. Малахит добывался на Урале, в Нижнем Тагиле, на руднике «Меднорудянский».
Малахитовые и лазуритовые колонны главного иконостаса — одна из главных достопримечательностей собора.
Пол выложен светло-серым и темно-серым рускеальским мрамором, а центр – из розового и вишнево-красного тивдийского мрамора.
Тивдийские мраморные каменоломни расположены в республике Карелия, к северо-западу от города Кондопоги. Иногда его называли олонецким, по названию губернии. Тивдийский мрамор имел высокие декоративные качества.
Стены собора облицованы белым итальянским мрамором с колоннами розового тивдийского мрамора. Итальянский мрамор имеет сероватый тон и легкий рисунок. Он добывался в провинции Тоскана.
Ступеньки к алтарю и нижняя часть иконостаса из Шокшинского кварцита. Это – кварцевый песчаник темно-красного цвета, напоминающий настоящий порфир. Очень сложный в обработке, редкий и красивый камень. Назван в честь села Шокши в Карелии.
Декоративное оформление Исаакиевского собора
Начиная с 1841 года и по 1858 год велись работы по украшению собора скульптурными композициями, живописью. Монферран, для создания наилучшего убранства храма, совершил поездку по Франции, Италии и Германии. Внутри и снаружи собора — около 600 произведений изобразительного искусства. Каждое произведение принимала комиссия Академии художеств, представители Синода, Монферран и санкционировал Николай I.
Скульптура
Над созданием скульптур работали лучшие мастера: И.П. Витали, Лемер, П. Клодт, Н. Пименов, А. Логановский, Ф. Толстой, А. Беляев, Н. Рамазанов, Р. Залеман. Ими создано более 200 скульптур и композиций на сюжеты христианской мифологии.
Монферран для отливки скульптур использовал передовой метод гальванопластики, изобретенный русским академиком Якоби.
12 статуй евангелистов и апостолов над фронтонами, ангелы со светильниками на крыше сбора, выполнены скульптором И.П. Витали. Им же выполнены 2 барельефа на фронтонах «Поклонение волхвов» и «Встреча императора Феодосия с Исаакием Далматским». Другие 2 барельефа принадлежат французскому скульптору Лемеру. Это «Воскресение Христа» и «Исаакий Далматский останавливает императора Валента». Это лучшие произведения декоративной скульптуры.
3 бронзовые двухстворчатые двери Витали исполнял по рисункам Монферрана. Каждая половинка весит 10 тонн и открывается специальным механизмом. Витали принадлежит главная роль в скульптурном оформлении собора.
Живопись
В соборе исполнены 150 картин и плафонов. Это – уникальная коллекция русской монументальной религиозно-исторической живописи 1840 — 1850 годов. Общий проект живописи в соборе подготовил О. Монферран.
Росписью сводов собора занимался известный художник Ф.А. Бруни, он создал 25 композиций. Его лучшая работа в соборе – «Всемирный потоп». В соборе работали художники Н. Майков, Т.Неффа, К. Штейбен, Ч. Муссини, В. Шебуев и другие выдающиеся мастера. Все картины выполнены в лучших традициях русской и итальянской академических школ.
Иконостас Исаакиевского собора
Символ Святого духа
В центре купола, на высоте 80 метров висит фигура голубя с расправленными крыльями, христианский символ Святого Духа. От голубя вниз идут золотые лучи.
Мозаика
В соборе представлены 61 мозаичные картины. Общая площадь мозаичных икон более 500 кв. м. Монферран возродил искусство создания мозаичных смальт, которое находилось в забвении после смерти Ломоносова. Все мозаики были выполнены в Санкт-Петербургской академии художеств. Живописные картины нужно было в точности воспроизвести в мозаике. Над этим работали мастера-мозаичисты Силиванович, Лаверацкий, Муравьев, Колосов, Кудрин, Пелевин, Гартунг, Голубцов. Мозаики собора признавались лучшими в Европе.
Иконостас
Главный иконостас Исаакиевского собора выполнен в виде многоярусной триумфальной арки. Высота иконостаса в центральной части 25 м, ширина 45 м. Центральная часть – Царские врата. Украшают иконостас колонны из лазурита и малахита. Парадную арку над царскими вратами собора венчает скульптурная группа «Христос во славе» П. Клодта, знаменитого автора коней на Аничковом мосту. Над ней икона «Тайная вечеря» и еще выше «Моление о чаше» — это молитва Христа в Гефсиманском саду, художника С. А. Живаго. Все иконы главного иконостаса Исаакиевского собора выполнены в технике мозаики. В окне алтаря витраж.
Витраж
Витраж главного иконостаса
В Исаакиевском кафедральном соборе находится чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская».
Главное дело жизни Монферрана
Монферран считал, что убранство собора должно быть великолепным, благородным и дорогим. Богатство отделки усиливалось позолоченными базами и капителями колонн, медальонами, гирляндами, скульптурами и большими позолоченными ажурными люстрами.
Бюст Монферрана работы скульптора А. Фолетти, представленный в Исаакиевском соборе, выполнен из всех пород камня, которыми были использованы архитектором при отделке собора.
Монферран составил 3 альбома, посвященные строительству Исаакиевского собора и Александровской большое количество литографий, выполненных по рисункам Монферрана. Он рисовал Санкт-Петербург, здания, пейзажи, рабочих и этапы работ, например, погрузку колонн на баржи и установку малых куполов собора.
В музеях имеется более 2,5 тыс. рисунков, чертежей и акварелей Монферрана.
Исаакиевский собор – главное дело жизни Монферрана. 30 мая 1817 года ему было поручено создать проект, 30 мая 1858 года собор был освящен. Такое удивительнее совпадение!
Билеты и режим работы музея-памятника «Исаакиевский собор»
Адрес: СПб, Исаакиевская пл., д.4
Билеты в Исаакиевский собор продаются только в кассах и терминалах собора или онлайн на официальном сайте собора.
Входной билет в собор (вход до 17:30) — 450 руб., дети до 7 лет бесплатно. Льготный — 200 руб.
Билеты по льготной цене приобретаются в кассах собора при предъявлении документов, подтверждающих право на льготу.
Входной билет на колоннаду (вход до 17:30) — 300 руб. На посещение колоннады льготных билетов нет.
После 16:30 билеты доступны только в терминалах и кассах Музея.
Стоимость билетов в вечернее время:
билет в собор — 600 руб., билет на колоннаду — 500 руб.
Проводятся тематические экскурсии по предварительной записи и экскурсии на иностранном языке. Аудиогиды на разных языках — 200 руб.
Концерты в музее-памятнике «Исаакиевский собор»
Видео: Величественный Исаакиевский собор
Санкт-Петербург. Исаакиевский собор – крупнейший православный храм, один из символов города на Неве на RUTUBE
Источник: Чеканова О.А. , Огюст Монферран. 1990 г. Санкт-Петербург.