Кронштадт: 320 лет героической истории

История Кронштадта

Морской Никольский собор
Кронштадтский Морской Никольский Ставропигиальный собор на Якорной площади

Появление крепости «Кроншлот»

Остров Котлин в Финском заливе, на котором стоит Кронштадт,  упоминается еще в XIII  веке.  Старинный торговый путь «из варяг в греки» проходил рядом с островом.   В 1617 году остров отошёл к Швеции  по Столбовскому  соглашению  между Русским государством и Швецией.  Русское государство утратило сохранявшийся у него узкий выход к Балтийскому морю. С 1617 г. по 1703 г. остров принадлежал шведам, но на нем не было  постоянных поселений. 

Петру не давала покоя мысль о захвате стратегически важного острова для того, чтобы вернуть  России выход к морю.  Зимой шведские корабли уходили из замерзающего Финского залива.  И Петр I  задумал операцию по захвату территории. Первый форт начали строить на искусственном острове рядом с  Котлином. Глубина в северной части залива была небольшой. Зимой 1703–1704 годов на отмели прямо на льду залива сооружали кряжи, нагружали их камнями, затем прорубали лед, и тяжелые срубы опускались на дно, создавая фундамент для башни. Форт проектировал Доменико Трезини, первый архитектор Санкт-Петербурга и Петропавловской крепости. Была построена трехъярусная деревянная башня высотой 37 метров, шириной 25 и толщиной стен 1,5 метра. Рядом на берегу острова возвели береговую батарею. И был создан Балтийский флот.

Весной   1704  года крепость была освящена и названа «Кроншлот» — Коронный замок.

Эта ситуация стала полной неожиданностью для эскадры вице-адмирала Депру, желавшего пройти в устье Невы. Шведы попытались высадить десант на западню часть острова Котлин, но были отбиты солдатами полка Толбухина.

В следующем, 1705 году, к острову подошла шведская эскадра адмирала Анкерштерна из 22 боевых кораблей с десантом. Но десант был разгромлен.  Это была последняя попытка шведов захватить остров.

Кронштадт – главный защитник северной столицы со стороны Балтики. За все время существования города-крепости ни один вражеский корабль не смог пройти мимо него.

Исторические события и факты

Первые гавани и маяк 

Построены портовые гавани, и в 1713 году пришли в Кронштадт  первые иностранные торговые суда.

В 1719 во время сильного шторма сел на мель 54-пушечный корабль «Лондон». После этого случая в темное время суток на Котлинской косе стали зажигать огонь в фонарях. А спустя ещё два года началась постройка деревянного маяка.

23 мая в Кронштадте учреждена портовая таможня.

6-го октября 1723 года Пётр I дал крепости имя  Кронштадт.

Морское собрание

По инициативе главного командира Кронштадтского порта адмирала Самуила Карловича Грейга с разрешения императрицы Екатерины II был создан Морской клуб. Целью клуба  было организовать досуг офицеров в зимние месяцы. Клуб просуществовал 9 лет. Причиной закрытия клуба  стало   убытие большинства его членов из Кронштадта.

6 февраля 1802 г. в Кронштадте учреждено Морское собрание, оно стало.  местом отдыха  и центром обмена морской мысли. Коллекция книг библиотеки Кронштадтского морского собрания к началу XX насчитывала более 100 000 томов  и была одной из лучших в России.

В 1812 году юго-западнее Кроншлота построен форт «Император Павел I» («Рисбанк»).

Пароходное сообщение

Начало пароходного сообщения. 3-го ноября 1815 года в Санкт-Петербурге на воду был спущен первый в России пароход «Елизавета». Первый рейс: из столицы в Кронштадт.

20 июня 1824 года открылось внешнее пароходное сообщение. Шведский пароход «Стокгольм» стал первым  иностранным, пришедшим в Кронштадт.  

Военно-морской госпиталь

Кронштадтский военно-морской госпиталь был основан по приказу Петра I. Здесь впервые в России в 1839 году профессор Владимир Караваев провел успешную операцию на сердце – пункцию перикарда.

Крымская война

В ходе Крымской войны летом 1854 года объединенная англо-французская эскадра вторглась в Финский залив.  Российские военные впервые в истории использовали подводные мины. Они не обладали большой мощностью, но произвели на врага большой психологический эффект. Четыре корабля попытались прорваться через ограждения и подорвались. Англо-французская эскадра провела в Финском заливе два лета 1854 и 1855 годов. За 90 дней, за зиму, в Петербурге были  созданы и введены в строй 32 быстроходные паровые  канонерки с винтовыми двигателями. Они сновали по заливу и обстреливали англо-французские фрегаты. В итоге флоту пришлось вернуться в Англию ни с чем.

«Чумной» форт

В 1845 году построен форт «Император Александр I» («Чумной»).

В 1890 году было создан  Императорский  институт экспериментальной медицины благодаря усилиям Принца Ольденбургского. К изготовлению противочумной сыворотки  ИИЭМ  приступил в начале 1897 года, а с 1898 года началось производство первой противочумной вакцины. Возросший спрос на противочумные препараты требовал расширения их выпуска. 29 июля 1899 года была освящена станция по производству противочумной сыворотки в форту «Император Александр I», с августа 1899 года начался ее выпуск. По 1917 год форт использовался как лаборатория по исследованию чумы. Форт окрестили «Чумным», хотя здесь изучали и холеру, и столбняк, и тиф. Здесь впервые в России стали хлорировать воду.

Радиосигнал о бедствии на море

6 февраля 1900 года ученый Александр Попов передал первый в мировой истории сигнал бедствия в море по радио. Сообщение предназначалось капитану ледокола «Ермак», который должен был прийти на выручку рыбакам на оторвавшейся от берега льдине. 

Кронштадтский мятеж

1-18 марта 1921 года – Кронштадтский мятеж, вооруженное выступление гарнизона военно-морской  крепости, экипажей кораблей Балтийского флота. Причиной восстания было несогласие моряков с политикой военного коммунизма, подразумевающей экспроприацию и запрет свободной торговли. Восстание было подавлено с особой жестокостью. При подавлении Кронштадтского восстания форт «Риф»  служил последним убежищем для восставших. 

Кронштадтский мятеж

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война пришла в Кронштадт в 3 ч. 15 мин. 12 германских бомбардировщиков собирались бомбить город. Юнкерсы были встречены мощным заградительным огнем и были вынуждены сбрасывать бомбы неприцельно в Финский залив. 2 были сбиты.

Великая  Отечественная война  пришла в  Кронштадт  в  3 ч.  15 мин.  22  июня   1941 г. 12  юнкерсов собирались бомбить город, но были встречены артиллерийским огнем и большую часть бомбового груза им пришлось сбросить бесприцельно в  воды  залива. 2 самолета были сбиты, один поврежден, а экипаж взят в плен.  До 17.09.1944 года   Кронштадт подвергался  планомерным бомбовым ударам. В таких жесточайших условиях  работал  Морской завод.  За годы блокады на нем отремонтировали более 600 кораблей и судов.

18 июля 1941 г. в Кронштадте была введена карточная система. Люди умирали от голода и холода. Ленинград делился продовольствием с Кронштадтом. Единственной связью с Ленинградом был путь через Лисий Нос. Этот путь  вошел в историю под названием Малая дорога жизни. 

Таллинский прорыв

В августе 1941 года в ценой огромных жертв в Кронштадт был перебазирован Балтийский флот. Таллинский переход, или Таллинский прорыв, 1941 года был вынужденным шагом, отчаянной попыткой спасти основные силы Балтийского флота от полного разгрома и попадания в руки противника. Из Таллина вышли 225 кораблей и судов,  до Кронштадта дошли 163 из них. Прибывшие из Таллина в Кронштадт, а затем в Ленинград,  силы усилили оборону города.

Экспедиции

Из Кронштадта отправилось более 40 экспедиций.

С городом связаны имена служивших здесь флотоводцев и первооткрывателей, среди которых Григорий Спиридов, Дмитрий Сенявин, Павел Нахимов, Фаддей Беллинсгаузен, Иван Крузенштерн, Юрий Лисянский, Федор Литке. В парке «Патриот» на центральной аллее стоят бюсты знаменитых российских флотоводцев.

С 1839  по 1852 год военным губернатором Кронштадта был адмирал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. В Екатерининском сквере в сентябре 1870 года состоялось открытие памятника адмиралу.

Первое кругосветное плавание Крузенштерна и Лисянского. Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева»,  совершив все путешествие за 3 года и 12 дней.

Первая русская антарктическая экспедиция началась  16 июля 1819 года.  Корабли «Восток» и «Мирный» вышли  из  Кронштадта под предводительством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.  Было доказано существование Антарктиды.

20 августа (1 сентября) 1826 года из Кронштадта вышли в кругосветную экспедицию шлюпы «Сенявин» под командованием капитан-лейтенант Ф. П. Литке и «Моллер» под командованием капитан-лейтенант М. Н. Станюковича.

Закрытый город

С советских времён и до середины 1990-х Кронштадт был закрытым городом, въезд без специального разрешения был запрещён как для иностранцев, так и для россиян. С 1996 город открыт для посещения всеми желающими.

За 300 с лишним лет Кронштадт пережил несколько десятков наводнений.

В ночь на 8-е ноября 1824 года  произошло сильнейшее в истории города наводнение.  Из 94 стоявших в гавани судов на плаву удержались только 12. Тогда уже появился первый проект защитных сооружений, но не было технических возможностей.

Дамбу построили лишь в XXI веке. Торжественное открытие состоялось 12 августа 2011 года.  Дамба является частью кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Под судопропускными каналами проходит автомобильный туннель, считается, что по уровню безопасности он является самым лучшим в России.

Кронштадту присвоено звание «Город воинской славы» в 2009г. 

Видео, посвященное Кронштадту и дню ВМФ

Что посмотреть в Кронштадте за 1 день. Главные достопримечательности. Смотрите здесь.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Путешествуем и фотографируем