Иннокентий Анненский и его роль в создании памятника Пушкину в Царском Селе

Памятник Пушкину в Царском Селе

Памятник Пушкину в Царском Селе был заложен 26 мая (ст. ст.) 1899 года. Место для памятника выбрали в Лицейском саду – небольшом сквере, примыкающем к Царскосельскому Лицею и Знаменской церкви.

В России широко отмечалось 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина.

И. Ф. Анненский о Пушкине и Царском Селе

Памятник Пушкину-лицеисту был установлен при самом непосредственном участии Иннокентия Федоровича Анненского. Он входил в число организаторов кампании по сбору средств для возведения памятника поэту в Царском Селе.

Русский поэт Анненский

Иннокентий Федорович Анненский – ученый-лингвист, русский поэт, переводчик, знаток античной литературы, критик. С 1896 по 1905 год он был директором мужской Царскосельской гимназии. Однако начальство считало его не совсем надежным, поскольку он отстаивал свои взгляды на педагогику и защищал старшеклассников гимназии, участвовавших в демонстрациях.

Николай Гумилев, который учился в этой гимназии, посвятил строки, которые  прекрасно передают утончённый образ поэта и учителя:

К таким нежданным и певучим бредням
Зовя с собой умы людей,
Был Иннокентий Анненский последним
Из царскосельских лебедей.

Я помню дни: я, робкий, торопливый,
Входил в высокий кабинет,
Где ждал меня спокойный и учтивый,
Слегка седеющий поэт.

Десяток фраз, пленительных и странных,
Как бы случайно уроня,
Он вбрасывал в пространство безымянных
Мечтаний — слабого меня.

Каждодневными занятиями Анненского была педагогика и литература, но литература была его настоящим смыслом жизни. Иннокентию Анненскому принадлежат первые переводы на русский язык трагедий Еврипида, драматурга Древней Греции, которые он сделал в Царском Селе. По воспоминаниям сына, отец владел 14-ью языками. Печатать свои произведения Анненский стал поздно, и мало кто знал о его творчестве. Самый известный сборник стихов – «Кипарисовый ларец», вышел после его смерти.

Поэзия Анненского оказала влияние на таких поэтов как Ахматова, Гумилев, В.Р. Рождественский, Э.Голлербах и других.

И. Анненский не любил официальную жизнь Царского села, но любил прогуливаться по царскосельским садам, восхищаясь красотой мраморных статуй и павильонов Екатерининского парка. Одну из аллей в парке называли «Анненской».

Речь Анненского «Пушкин и Царское Село»

27 мая Анненский выступил с речью «Пушкин и Царское Село». В ней он рассмотрел связь Пушкина с Царским Селом и отметил уникальную роль этого города в формировании таланта великого поэта.

Отрывок из его речи:

«Бог дал ему горячее и смелое сердце и дивный дар мелодией слов сладко волновать сердца. Жребий судил ему короткую и тревожную жизнь и ряд страданий. Сам он оставил миру труд, ценность которого неизмерима. Этого человека звали Александр Сергеевич Пушкин.


И совершенно справедливо, если на пушкинском торжестве первые места принадлежат нашим столицам и Святым Горам. Но и у Царского Села на всероссийской тризне есть свое и неотъемлемое место. Здесь Пушкин провел 6 с половиной лет; 5 в этих садах зацветал его дивный талант, наконец, здесь поэт два раза жил иллюзиями счастья: сначала в кругу лицейских друзей, а потом в медовый месяц, летом 1831г.»

Речь Анненского стала одной из заметных вех в пушкиноведении того времени. Закончил он ее словами:

«…истинный гений-хранитель наших садов не мог их покинуть, и вчера мы положили первый камень для его царскосельского памятника. Под резцом художника образ поэта уже воплотился, и скоро молодой и задумчивый от наплыва еще неясных творческих мыслей Пушкин снова будет глядеть на свои любимые сады, а мы, любуясь им, с нежной гордостью повторять: Он между нами жил».

Памятник Пушкину в Царском Селе

Созданием памятника Пушкину занималась специальная комиссия. Были рассмотрены несколько проектов. В итоге утвердили проект скульптора Роберта Романовича Баха, будущего академика (с 1891 г.) Императорской Академии художеств. Он изобразил молодого поэта в  состоянии творческого размышления, сидящим на чугунной скамье Екатерининского парка.

Этот памятник по-прежнему считается лучшим скульптурным изображением Пушкина-лицеиста. Однако многие высказывали неодобрение проекта, считая его слишком простым. Одним из тех, кто поддержал проект Баха, был Анненский.

Пьедестал для памятника выполнил брат скульптора, архитектор Александр Романович Бах.

Открытие памятника Пушкину

15 октября 1900 года памятник Пушкину был торжественно открыт.

Журнал «Исторический вестник» поместил на своих страницах описание этого торжества: «Вокруг постамента разбит был газон из живых цветов. К памятнику устроен крытый вход, украшенный флагами и щитами, от входа по обе стороны из тяжелой материи и бархата сделаны шесть лож, дальше — крытые площадки, а за ними высокие помосты. За памятником находился хор из гимназистов и воспитанников городских училищ, а дальше расположился оркестр».

На церемонии открытия памятника присутствовали члены царской фамилии, высокопоставленные чиновники и военные, представители Лицея, сын А.С. Пушкина — генерал А. А. Пушкин и внук Г. А. Пушкин, сын старшей сестры А. С. Пушкина — Л. Н. Павлищев, старшая дочь Н. Н. Пушкиной от второго брака — А.П. Арапова.

В два часа дня прошел торжественный молебен и освящение памятника. После этого под звуки гимна покрывало с памятника упало, и к памятнику начали возлагать венки. Воспитанники царскосельских мужской и женской гимназий, а также представители Лицея, проходили парами мимо памятника, возлагая венки. Гранитный постамент был весь усыпан живыми цветами.

На основании памятника выбита лаконичная надпись: «Александру Сергеевичу Пушкину». Стихи поэта, высеченные на пьедестале с трех сторон, подбирал И. Анненский.

Курьезные эпизоды на открытии памятника в Лицейском саду

Валентин Кривич, сын И. Анненского, рассказал, как его отец нервничал перед открытием памятника. Проснувшись ночью, он заподозрил, что каменщики ошиблись в цитате: вместо «весной при кликах лебединых» выбили «весной при криках лебединых». Рано утром Анненский поспешил в лицейский сад и успокоился только после того, как убедился, что текст правильный.

Один из присутствующих на церемонии, с которым Анненский поделился своим утренним беспокойством, заметил: «Какая разница, «при кликах» или «при криках»? На что Анненский ответил: «Разница большая — сто лет. Восемнадцатый и девятнадцатый век!»

В тот же день произошел почти анекдотичный случай. Одному из великих князей фигура Пушкина показалась слишком темной, и он предложил ее перекрасить в более яркий оттенок. Анненский с иронией ответил: «Не лучше ли покрасить скамейки в сквере?» Князь улыбнулся, и все согласились с его предложением. Позже скульптор Бах поблагодарил Анненского за поддержку.

Памятник Пушкину в Великую Отечественную Войну

В начале Великой Отечественной войны, за месяц до оккупации города фашистскими войсками, памятник был закопан в Лицейском саду из-за опасений, что он может быть разрушен в результате бомбежек. Это спасло памятник, в отличии от похищенной фашистами из Петродворца статуи Самсона. Немцы, по некоторым данным, интересовались памятником.

Постамент оставался на месте, и немецкие солдаты упражнялись на нём в стрельбе. Одна плита была разбита подрывной шашкой на мелкие осколки.

Из укрытия бронзовый памятник достали 24 апреля 1945 года.

Этому событию посвящено стихотворение В. А. Рождественского «Памятник юноше Пушкину».

Словно клад бесценный, в глубь земли
Руки друга памятник зарыли
И от поруганья сберегли.
. . . . .
Мы копали бережно, нескоро,
Только грудь вздымалась горячо.
Вот он! Под лопатою сапера
Показалось смуглое плечо.

Голова с веселыми кудрями,
Светлый лоб – и по сердцам людским,
Словно солнце, пробежало пламя,
Пушкин встал – и жив и невредим.

После реставрации в июне 1945 года памятник был открыт.

Стихи  И. Анненского, посвященные памятнику А.С. Пушкина

Многие поэты посвящали этому памятнику свои произведения. К числу лучших из них относятся и стихи Анненского:

На синем куполе белеют облака,
И чётко ввысь ушли кудрявые вершины,
Но пыль уж светится, а тени стали длинны,
И к сердцу призраки плывут издалека.

Не шевелись — сейчас гвоздики засверкают,

Воздушные кусты сольются и растают,
И бронзовый поэт, стряхнув дремоты гнёт,
С подставки на траву росистую спрыгнёт.

1910 г.

Источники:

«Работаю исключительно для будущего», Г.Г.Бунатян;

«Пушкин и Царское Село»,Иннокентий Анненский.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Путешествуем и фотографируем