Один из двух лучших в мире конных памятников, наряду с Медным всадником, — памятник Николаю I на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга. Конная статуя опирается только на две точки — задние копыта коня, и в этом уникальность великолепного величественного монумента.
Для того времени, и сейчас – это настоящее техническое чудо. На середину XIX века в мире существовал лишь один аналогичный памятник — статуя седьмого президента Эндрю Джексона в Вашингтоне.
Много раз проходя и проезжая мимо памятника Николаю I, я знала, что он красив, высок, строг и элегантен. Но в этот раз рассмотрела внимательно вблизи.
История создания Памятника Николаю I Российский император Николай I правил Россией почти 30 лет. После его смерти наследник и император Александр II решил установить памятник в честь своего отца. Торжественное открытие памятника прошло в день рождения императора Николая I, 25 июля 1859 года.
Местом установки памятника была выбрана площадь между Мариинским дворцом и Исаакиевским собором. Мариинский дворец Николай I подарил на свадьбу дочери Марии. А рядом с Исаакиевским собором располагались казармы Конногвардейского полка, шефом которого был Николай I.
Конногвардейский манеж был построен в 1804-1807 годах, как афинский древнегреческий храм. На входе его украшают копии знаменитых римских скульптурных фигур братьев Диоскуров, укрощающих коней, работы Паоло Трискорни. Однако, сразу видно превосходство конной статуи Клодта.
«Медный всадник» — памятник основателю города Петру I, стоит с другой стороны Исаакиевского собора на Сенатской площади.
Создатели памятника Благодаря высокому уровню мастерства и таланту всех участников проекта памятник Николаю I был выполнен всего за три года.
Огюст Монферран Проект всего памятника был исполнен французским и российским архитектором О. Монферраном – гениальным создателем Александровской колонны и Исаакиевского собора.
30 лет из 40, в течение которых шло строительство собора, пришлись на годы правления Николая 1, и он контролировал работы все эти годы.
В памятнике Монферран запечатлел разные стороны и деятельности, и личности императора. Николай I представлен как целеустремленный и строгий правитель, образованный и ответственный монарх, добросердечный семьянин и шеф Лейб-гвардии Конного полка.
Фотографии и рассказ о строительстве Исаакиевского собора, из каких материалов строился собор, кто выполнил росписи собора, приглашаю посмотреть в статье по ссылке .
Петр Карлович Клодт Создателем конной статуи cтал барон Петр Карлович Клодт (Петр Якоб Клодт фон Юргенсбург) (1805-1867) – русский скульптор немецкого происхождения, мастер монументальной и анималистической пластики периода царствования Николая I.
К моменту работы над памятником Николаю I скульптором уже были созданы выдающиеся шедевры, такие как:
Кони на Нарвских триумфальных воротах. 1830-1833. Этот заказ сделал Николай I. Знаменитые кони, украшающие Аничков мост. 2 конные группы Николай I подарил прусскому королю в Берлин, следующие 2 группы были отправлены в Неаполь. Это сделало имя скульптора широко известным в Европе. Благодаря этому, возможно, Клодт следующую группу, стоящую ныне на мосту, сделал иную.
В 1856 году Клодт создал модель квадриги Аполлона, возвышающуюся над фасадом Большого театра в Москве и, также, известной на весь мир. В Исаакиевском соборе Клодтом была выполнена скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса и горельефы «Несение креста» и «Положение во гроб» для северного портика. Бронзовый памятник баснописцу Ивану Андреевичу Крылову с барельефами, на которых изображены персонажи произведений Крылова. Памятник стоит в Летнем саду Санкт-Петербурга. Памятник Николаю I
Общая высота памятника — 16.27 м, высота конной статуи — 5.75 м. Конь и фигура всадника выполнены из бронзы.
Конная статуя Скульптор П.К. Клодт изобразил Николая I, сидящим верхом на своем любимом арабском жеребце по имени Амалатбек и одетым в парадный мундир Лейб-гвардии Конного полка.
Во время создания образа Николая I Клодту позировал барон Мейндорф, который своим высоким ростом и осанкой напоминал покойного императора. Суровое выражение лица монарха скрыто под широким козырьком каски с изображением двуглавого орла, а ноги в высоких ботфортах уверенно опираются на стремена. Всадник совершенно спокоен, а конь встает на дыбы.
Скептики утверждали, что статуя, установленная на две опоры, скоро рухнет. Но Клодт копыта жеребца продолжил металлическими конструкциями, доходящими до самого низа постамента. Подобное инженерное решение было применено впервые в истории европейской архитектуры.
Пьедестал памятника Очень красив и выразителен пьедестал, спроектированный Монферраном. На пьедестале памятника в барельефах отображены важные события времен правления Николая 1. Аллегорические фигуры и военная атрибутика подчеркивают величие императора.
Пьедестал, на котором стоит скульптура, разделен на три уровня. Нижний уровень изготовлен из сердобольского гранита темно-серого цвета. Средний – из редкого малиново-красного шокшинского кварцита, называемого русским порфиром. Верхний – из белого итальянского мрамора.
Четыре женские фигуры на пьедестале памятника работы Р.К. Залемана Пьедестал декорирован аллегорическими статуями, созданными скульптором Р.К. Залеманом.
Аллегорические фигуры – это Сила с копьем и щитом, Мудрость с зеркалом, открывающим истину, Правосудие с мечом и весами и Вера с Евангелием и крестом.
Эти фигуры на постаменте памятника имеют портретное сходство с супругой, императрицей Александрой Федоровной и дочерьми — Марией, Александрой и Ольгой.
Младшая дочь Николая I, великая княгиня Александра Николаевна, изображена с животворящим крестом и св. Евангелием в руках. Александра Николаевна умерла при родах в 1844 в девятнадцать лет. Николай I всю жизнь оплакивал любимую дочь.
На фотографии копия статуи великой княгини Александры Николаевны в Шапеле в Александровском парке Пушкина.
С лицевой стороны памятника между фигурами высечен из бронзы позолоченный герб Российского государства, под ним слова: «Николаю 1 — Императору Всероссийскому. 1859».
С тыльной и боковых сторон помещены рельефы военной атрибутики, также выполненные Залеманом. Это кавказское горское оружие, оружие времени Николая 1 и древнеславянское вооружение.
Четыре барельефа на пьедестале памятника Николаю I Барельефы рассказывают о самых важных событиях, которые произошли при царствовании Николая Первого. Над каждым из них стоит год.
Со стороны Мариинского дворца барельеф работы Р.К. Залемана — «Вручение М. М. Сперанскому ордена Андрея Первозванного» в Грановитой палате в Москве за окончание им «Свода законов» (1832).
Три других выполнены скульптором, профессор Императорской Академии художеств, Николаем Александровичем Рамазановым.
На барельефе со стороны Исаакиевского собора барельеф рассказывается о подавлении восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Николай I передает войскам своего сына, наследника престола цесаревича Александра.
С правой стороны — усмирение холерного бунта на Сенной площади в 1831 г. Эпидемия холеры докатилась до Петербурга, но народ не верил в эпидемию. По воспоминаниям Бенкендорфа, к народу прибыл сам император. После этого толпа опустилась на колени перед самодержцем, а беспорядки прекратились. И это была Болдинская осень в жизни А.С. Пушкина, когда ему, из-за эпидемии холеры, пришлось оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии.
С левой стороны пьедестала — «Строительство Николаевской железной дороги». На барельефе Николай 1 осматривает Веребьинский мост, мост на железной дороге Санкт-Петербург — Москва. Открытие дороги, на тот момент самой длинной в мире, состоялось 1 ноября 1851 г. Инициатором постройки железной дороги был Николай I. После его смерти дорогу назвали «Николаевской».
Работу Роберта Карловича Залемана над барельефом и женскими фигурами высоко оценил император Александр II и присвоил скульптору дворянское звание. В Императорской Академии художеств Р. К. Залеман получил звание академика.
По рисунку Залемана выполнена фигура летящего ангела для шпиля Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и барельефы южного портала Исаакиевского собора.
Постамент памятника Николаю I Пьедестал поставлен на постамент – плиту в три ступени из красного гранита рапакиви. На постаменте красуются 4 изумительных фонаря, выполненные по модели академика Академии художеств Р.К. Вейгельта.
Каждый из фонарей увенчан канделябром с четырьмя светильниками. Низ каждого фонаря украшен тремя двуглавыми орлами. Светильники представляют собой шестигранный остеклённый фонарик с декоративной крышкой из бронзы.
На ограде вокруг памятника цитата императора: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен». Ограда спроектирована архитектором Л.Л. Бонштедтом. В 1960 году ограду демонтировали, восстановили в 1992 году.
Памятник стал последним проектом Огюста Монферрана, который он не успел закончить. Работу завершил другой архитектор Дмитрий Егорович Ефимов. При Николае I он участвовал в перестройке Александровского дворца в Царском Селе и был архитектором Лицея.
Скульптура Николаю I стала также последней работой П. Клодта в сфере монументальной скульптуры.
В первые годы у памятника был установлен часовой пост. В 1860 году между памятником Николаю I и Исаакиевским собором разбили сквер.
После Октябрьской революции раздавались требования убрать памятник самодержцу. Но оригинальность и художественная ценность уберегли памятник от сноса.
В Великую Отечественную войну памятник закрыли навесом из досок, заполненным мешками с песком. Благодаря этому он не пострадал.
Со дня открытия памятника никаких серьезных ремонтных работ не проводилось, памятник нуждался в реставрации. В ноябре 2021 года была закончена полная реставрация памятника, продолжавшаяся 2 года. В результате этой масштабной работы восстановили некоторые утраченные детали, заделали сквозные трещины на постаменте, убрали коррозию с бронзы.
Памятник Николаю I является объектом культурного наследия России, украшением и одним из символов Санкт-Петербурга.
Познакомиться с современным памятником императору Александру III в Ливадийском парке в Крыму можно
.