Воронцовский дворец в Крыму и его выдающийся владелец

Лев охраняет вход в Воронцовский дворец

Дворец на фоне Ай-Петри

В сумерках  очертания  зубцов  Ай-Петри  напоминают развалины средневекового  замка.  А ниже, на склоне знаменитой крымской горы красуется величественный Воронцовский       не то дворец, не то замок, повторяющий очертаниями линию горы. Вокруг  прекрасный старинный парк со множеством разнообразных  деревьев и растений, фонтанов и скульптур.  С парадной лестницы открывается восхитительный вид на Черное море. 

В 1822 году южное скалистое побережье Крыма было совсем необжитое. На месте современной Алупки располагалось маленькое селение с несколькими татарскими саклями. Крым посещает граф Воронцов и  начинает скупать близлежащие земли.  

И на склонах Ай-Петри, а не в долине Гурзуфа, задумывает построить свою летнюю резиденцию.

Львиная терраса, южный вход во дворец на фоне горы Ай-Петри

Граф М.С.Воронцов — герой Отечественной войны 1812 года

«Люди при деньгах и власти должны жить так, чтобы другие им прощали их деньги и власть»

Воронцов М.С.

Михаил Семёнович Воронцов —  потомок древнего дворянского рода,   родился в 1782 году в  Лондоне, в семье  русского посла в Великобритании, генерал-аншефа графа Семена Романовича Воронцова.  Все детство провел в Англии. Получил блестящее образование.

И будучи одним  из богатейших людей России, приехав в Россию в 16 лет, в 18 начал военную службу поручиком и отдал ей всю жизнь, дослужившись до звания генерал-фельдмаршала (высший военный чин русской армии).

 Он участвовал в огромном количестве сражений,  воевал под командованием П.И. Багратиона  и М.И. Кутузова.  В Бородинском сражении  командовал  Сводными гренадерскими батальонами  2-ой армии.   На них была возложена защита Семеновских (Багратионовских) флешей, и  именно туда был направлен главный удар Великой армии  Наполеона  26 августа 1812 года. Был ранен. После окончания  войны — командир 36-тысячного русского оккупационного корпуса во Франции до 1818 года.

Благодаря военным заслугам, Михаил Семенович был назначен генерал-губернатором южных провинций Российской империи и наместником на Кавказе.

В период  его правления (1823-1854гг.):

  • Одесса стала красивым и богатым городом; 
  • зарождение пароходства на Чёрном море; 
  • способствовал развитию тонкорунного овцеводства, коневодства, шелководства; 
  • развитие виноградарства: было привезено более 4 млн. виноградных лоз из Греции, Франции, Испании, начато производство вина;
  • развитие садоводства в Крыму и на Кавказе;
  • разведаны месторождения железной руды и начала развиваться металлургия; 
  • проложено шоссе, окаймляющее южный берег полуострова, и строительство дороги  Ялта — Симферополь — Севастополь;
  • открытие множества гимназий и институтов; Воронцов передал в дар городу Одессе свою огромную библиотеку;
  • создано Общество сельского хозяйства Южной России;

Интересы страны были для Михаила Семеновича первостепенны. И это он доказал и на полях сражений и в качестве главы русского Юга, включавшего в себя Бессарабию, Новороссию и Кавказ на протяжении нескольких десятилетий.

Воронцовский дворец: история

  • Строительство всемирно-известного архитектурно-паркового комплекса началось в 1828 году по воле его первого владельца графа М. Воронцова и продолжалось в течение 20 лет.

На сооружение комплекса затрачена фантастически гигантская на то время сумма – 9 млн. рублей.

  • После кончины фельдмаршала в 1956 году дворцом владел его единственный сын Семен Воронцов, проявивший себя хорошим хозяином. Вина его южнобережных владений превосходили иностранные.
  • За отсутствием наследников после его смерти имение перешло к родственникам Воронцовым-Дашковым. На его территории возникло более 120 дач.
  • В 1921 году усадьбу национализировали и сделали музеем.
  • Во время оккупации Крыма немецко-румынские  власти  директором  музея назначили  Степана Григорьевича Щеколдина, старшего научного сотрудника музея.  Все это время он прятал в двух тайниках ценные экспонаты музея, по возможности препятствовал кражам. Спас дворец от подрыва немцами в 1944 году.  Но в 1945  году после освобождения Крыма по оговору был осуждён на 10 лет за сотрудничество с оккупационным  режимом. И лишь в 1991 году был реабилитирован при содействии Д. С. Лихачёва. Выйдя на свободу, он написал книгу «О чём молчат львы»   о  судьбе дворца  и тех событиях, которые ему пришлось пережить в оккупированный фашистами Алупке. Занимался поисками похищенных коллекций дворца. 
  • В феврале 1945 года в дни Ялтинской конференции замок использовался как резиденция английской делегации во главе с Черчиллем.
  • В 1945-1952 годы дворец был госдачей НКВД, затем – санаторием.
  • В 1956 году вновь заработал музей, с 1990 года его преобразовали в заповедник.

Архитектура дворца

Резиденция М. Воронцова  в Алупке – выдающийся памятник эпохи романтизма.

Дворец начали строить по проекту итальянца Франческо Боффо и англичанина Томаса Харрисона  в стиле строгой классики, но архитектор Харрисон умер.  Граф  нашел нового исполнителя, работы которого соответствовали его вкусу.

 Проект выполнил известный английский  архитектор Эдвард Блор,  создавший чертежи по высланным в Англию пейзажным наброскам. Имея много заказов в Англии, в Алупку он не приезжал и строительством руководил англичанин Уильям Гунт.

Эдвард Блор  —  один из авторов Букингемского дворца и Вестминстерского аббатства в Лондоне,  здания правительства в Сиднее, в Австралии.

Блор слыл знатоком «шотландского баронского стиля» архитектуры, которую пропагандировал его друг Вальтер Скотт.  Здания в этом стиле выглядят как средневековые   замки с рыцарскими башнями.

Также, принимая во внимание историю  Крыма, он внес в проект  дворца элементы  мусульманской архитектуры.

Как результат, дворец имеет разные фасады: фасад, обращенный к горе Ай-Петри  выполнен в   стиле тюдоровской эпохи 16 века, а к морю   –  в  неомавританском стиле.  

Разные по форме и декору корпуса дворца гармонично сплелись в единое целое. Материалом служил местный диабаз, оказавшийся тверже гранита.

Этот дворец был первым в Крыму зданием с водопроводом, горячей водой и канализацией.

Воронцовский дворец и парк, благодаря многогранной архитектуре и необычной красоте, часто выбирают местом съемки своих картин кинорежиссеры. Здесь снимались фильмы: «Алые паруса», «Десять негритят», «Гамлет», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки», «Печки-лавочки», «После дождичка в четверг», «Асса», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и другие.

Западный фасад и хозяйственные постройки

Главный подъезд ко дворцу определен в западном фасаде, возвышающемся в виде феодального замка 16-17 веков.

Массивные круглые сторожевые башни, мощные глухие стены грубой кладки с зубцами и окнами-бойницами.

В духе раннего Средневековья встречает путника и Шуваловский проезд, извивающийся между контрфорсами. Его назвали так в честь дочери фельдмаршала Софьи, в замужестве графини Шуваловой. Вверху — ажурный перекидной мостик, соединяющий служебные корпуса с Парадным столовым корпусом.

Параллельно главному корпусу размещается хозяйственный двор, имеющий жилые помещения для слуг и различные службы. Он составляет единую композицию с основным зданием архитектурного комплекса.  Шуваловский проезд и хозяйственный двор выводят на открытый Северный парадный двор.

Южный фасад

В оформлении южного фасада встречаются элементы мусульманского и английского зодчества. В центре – глубокая ниша, похожая на вход в мечеть. На фризе двойной узорчатой подковообразной арки   выполнен   орнамент с  6-ти кратной надписью на арабском языке: «Нет победителя, кроме Аллаха». Остальную часть фасада Главного здания и Шуваловского корпуса опоясывает веранда. Широкий вынос крыши над карнизом с резными свесами защищает помещения от зноя и обильного солнечного света.

От южного входа к морю спускается монументальная  диабазовая лестница с тремя парами мраморных львов. Из них два рычащих охраняют вход, опираясь передней лапой на ядро, как символ мощной власти. Посередине установлены просыпающиеся львы, а внизу лестницы — спящие. Львы были выполнены в мастерской итальянца Винченцо Бонанни.

 Львиная терраса  – окончательный штрих, завершивший строительство дворцового ансамбля.

Верхняя пара мраморных скульптур львов являются копиями знаменитых львов Медичи из Флоренции. Копии львов Медичи повторяются в более чем 30 местах в разных странах мира.

 

«К прибрежью моря длинная аллея
Ведет вдали как будто в небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн.

Там на прибой идут ступени стройно
И львы лежат, как сфинксы, над горой;
Далеко в море важно и спокойно
Они глядят вечернею порой.

           И.А. Бунин, 1900 г.

Внутренние интерьеры резиденции

Весь архитектурный комплекс состоит из 5 корпусов, в основном сохранивших исходную отделку.

Главный корпус

Завершен в 1837 году и состоит из 5 залов:

  • Парадного вестибюля.
  • Парадного кабинета владельца.
  • Китайского кабинета.
  • Ситцевой комнаты.
  • Голубой гостиной.

Основной объем занимает Парадный вестибюль в английском стиле, с деревянным потолком, строгой мебелью и двумя каминами. Он имеет входы с обоих фасадов и разделяет дворец на 2 условные части:

  • Деловую восточную, с парадными кабинетами хозяев и библиотекой.
  • Западную, служившую для отдыха (Зимний сад, Голубая гостиная, бильярдная и Парадная столовая).

Из холла на второй этаж ведут деревянные витые лестницы. Они закрыты стеной.

К вестибюлю примыкает Парадный кабинет хозяина, служивший для аудиенций. Оформлением он напоминает типичный английский интерьер: круглый стол, украшенные готической резьбой кресла и стулья, портреты хозяина и его соратников в войне с Наполеоном. Уют создают изготовленный из отшлифованного диабаза камин, оклеенные бумажными обоями стены и обилие дерева. Из окна открывается вид на парк и гору Ай-Петри.

Китайский кабинет предназначался для графини и выполнен в восточном стиле. Потолок со сложным рельефным орнаментом отделан под дерево. На стенах висят циновки, украшенные бисером и шелком крепостными вышивальщицами. Преобладающая часть мебели сделана в столярной мастерской Алупки (массивные стулья и кресла – из дуба, столики – из березы).

Ситцевая гостиная соединяет кабинеты хозяев. Ситец был тогда очень модным материалом, и отделка им целой комнаты – расточительная роскошь.

Из Ситцевой гостиной через Парадный вестибюль можно попасть в Голубую гостиную. Это большая залитая светом комната с окнами на юг, север, запад и выходом  в зимний сад. Она резко контрастирует с вестибюлем голубыми стенами, по которым вьется изысканный лепной узор, рожденный Романом Фуртуновым и руководимыми им мастерами. Особенностью изображенных листьев и цветов является то, что они практически нигде не повторяются по форме и расположению.

Камин из белого каррарского мрамора  и белый рояль возле окна  дополняют нежный цветочный интерьер. Голубая гостиная использовалась как домашний театр: выдвижной занавес разделял ее на зрительный зал и сцену.

Здесь в разное время бывали на представлениях Горький, Бунин, Чехов, художники Шишкин, Левитан, Суриков. Гостили знаменитые русские адмиралы — Нахимов, Лазарев, Макаров. Выступали поэты Полонский и Жуковский. Пел Шаляпин под аккомпанемент Рахманинова.

Столовый корпус

Это первый возведенный корпус, завершенный в 1834 году. По своему виду он близко подходит к эпохе правления Елизаветы Тюдор. Состоит из бильярдной комнаты и парадной столовой.

Столовая поражает богатой отделкой, сложнейшей резьбой по камню, искусной резьбой по дереву. Ее изюминка – фонтан, повторяющий отделку камина и необходимый для охлаждения комнаты. Над фонтаном предусмотрен балкончик, где размещались музыканты. 4 стола из драгоценного красного дерева сдвинуты друг к другу. Украшают помещение сервант из цельных кусков дерева с винным ларцом, обилие предметов из фарфора, хрусталя и бронзы (вазы, часы, канделябры).

Бильярдная соединила Парадную столовую с Гостевым корпусом. Отделка этого помещения более сдержанная, чем собственно столовой, но в оформлении стен, потолка и пола тоже использовано дерево. По моде того времени, стены украшены картинами европейских художников.

Одна из них называется «Политик» и принадлежит кисти Уильяма Хогарта. Полотно относится к серии, высмеивающей деятелей общества, не видящих того, что творится у них под носом. Изображен сосед живописца, возомнивший себя политиком. Он так увлекся газетой, что не замечает воспламенившейся от свечи шляпы. Бильярдный стол из красного дерева производства английской компании «Барроу и Уотт» (середина 19 века).

Каждый сюжет Хогарт сначала выполнял маслом, а затем переводил в гравюру. Благодаря дешевизне гравюр, в Лондоне почти не оставалось домов, где бы ни висели поучительные гравюры Хогарта. 

Зимний сад

Блор проектировал здесь бильярдную, но вместо нее в 1838 году появился Зимний сад с сочной живой зеленью. Поскольку такая растительность к началу 19 века стала уже традиционной деталью загородных особняков, местом для чтения, бесед и размышлений. Он соединил Главное здание со Столовым корпусом.

Как правило, Зимние сады в подобных усадьбах не сохраняются.

В помещении выращивались растения, плохо переносившие климат Южного берега полуострова. До наших дней дожил фикус-репенс, вьющийся на стенах. Для лучшего освещения в центре потолка установлен огромный фонарь. У фонтана мраморные скульптуры, созданные по античным образцам. И знаменитая статуя девочки итальянца Квинтилиана Корбеллини. Она восхищает точностью проработки деталей: глаз, бровей, волос, фактуры ткани и узора на кружевах одежды.

На южной стене красуются скульптурные портреты Воронцовых французского мастера Дени Фуатье, созданными в Париже в 1821-1822 годах. Семен Романович Воронцов представлен в образе вольтерьянца. Бюсты Михаила Семеновича и его жены, Елизаветы Ксаверьевны, – одной из привлекательнейших женщин своего времени, в которую в одесской ссылке был влюблен Александр Сергеевич Пушкин (в черновиках Пушкина  можно заметить начертанный его рукой профиль Воронцовой) – в стиле римских портретов эпохи императора Августа. 

Интересен бюст Екатерины II  скульптора Иоганна Эстеррейха. 

Из окон зимнего сада Воронцовского дворца открываются прекрасные виды на южные террасы, морское побережье и бескрайний голубой простор моря.

Библиотечный корпус

Отдельное 2-этажное здание с 3-ярусной прямоугольной башней было возведено последним. При Воронцовых в ней размещалась небольшая обсерватория, выполнявшая метеорологические и астрономические функции. При проектировании тщательно продумывались контуры, учитывающие особенности спускавшегося рельефа.

Дом графа Шувалова

Он расположен в западной стороне гостевого корпуса и был спроектирован архитектором Уильямом Гунтом в 1847 году для семьи дочери первого владельца Софьи Михайловны. Она вышла замуж за графа Андрея Шувалова. В своем одноэтажном флигеле хозяйка старалась сохранять домашний уют в противовес атмосфере парадных залов родителей. И бывали в нем немногие очень близкие хозяевам люди.

Интимный характер помещений постарались сохранить и в музейной экспозиции. Представленные личные вещи владельцев всех поколений и предметы убранства раньше не выставлялись.

6 комнат украшают:

  • Гравюры, портреты, пейзажи, натюрморты западноевропейских художников 18-19 века.
  • Мебель из благородного красного и орехового дерева, изготовленная в Англии в 19 веке.
  • Фарфоровые сервизы Мейсеновской мануфактуры и императорского фарфорового завода, богемское стекло.
  • Доставленные с Востока вазы из перегородчатой эмали.
  • Портреты владельцев имения и их родственников.

Парк Воронцовского дворца

Проектирование раскинувшегося на 36,2 га парка было начато в 1824 году немецким ботаником Карлом Кебахом. Он был садовником в 10 поколении и воплотил в жизнь мечту заказчика о победе разума человека над стихией природы.

Напоминающее амфитеатр зеленое пространство было окончательно оформлено через четверть века. В нем нашлось место и грубым валунам, и ухоженным растениям, но для этого потребовалось не только выравнивать местность, но и осваивать непривычный в ту пору ландшафтный дизайн. Саженцы экзотической флоры свозились с разных континентов. Чтобы вырастить роскошные деревья, их сначала помещали в теплицы, а затем пересаживали в почву, щедро удобренную сотнями тонн завезенного чернозема.

Сегодня парк с площадками для отдыха – любимое место терренкуров и прогулок жителей и гостей Алупки. Весной и летом он ублажает взор фиолетовым церцисом и разноцветными магнолиями. В августе  пышным цветением индийской сирени —  лагерстремии.  Осенью – созревающим виноградом. Зимой – вечнозелеными пихтами, елями, соснами, кедрами и кипарисами. Парк делится на верхний и нижний.

Верхний парк

Верхний парк английского пейзажного стиля. Знаменит Малым и Большим  хаосами (диабаз – глыбы плотных магматических пород) и обильной растительностью.  Поднявшись к Большому Хаосу можно полюбоваться видами Алупки, парком, морем и  горой Ай-Петри.

Благодаря тому, что на территории насчитывалось 36 источников и ручейков с пресной водой, парк украсили озерами и водопадами.

Шумят ручьи и водопады, искусно вписаны лестницы, тропинки и обзорные площадки. Летом парк манит цепочкой сообщающихся искусственных озер (Зеркальное, Лебединое и Форелевое),  Солнечной и Контрастной, Каштановой и Платановой  полянами с разнообразными по форме и оттенкам растениями. На озерах живут лебеди и красивые утки. Изюминкой территории является скала Лунный камень: в ясную ночь гладкая сторона  скалы отражает свет луны.  Рядом на площадке растет вековое «дерево мудрецов» —  японская софора  и раскидистый кипарис, образуя большую тень.

Легенда гласит, что дно Лебединого озера выстлано полудрагоценными камнями, по желанию графа.

Нижний парк

Нижний парк имеет регулярную планировку итальянского и французского стиля. Кустарники, деревья, клумбы, мощеные дорожки подчинены строгому геометрическому порядку. Кроны аккуратно подстрижены и оформлены, много мраморных статуй, ваз, византийских колонн, фонтанов. Каскадная лестница ведет к морю со скалой Айвазовского и Чайным домиком в стиле классицизма.

Произрастает большое количество растений. Разные сорта роз, редкие для Крыма, коралловое дерево и индийская сирень, веерные пальмы, буссенгольция, алеппская сосна, ясень, кипарисы, платаны, дубы, самшит, калина, кедры, хурма, черемуха, юкка, и многое другое.

На площадке перед библиотечным корпусом стоит мраморный фонтан в виде двух чаш с гофрированным краем и квадратным бассейном. Рядом в нише под стеной установлена копия бахчисарайского Фонтана слёз, ниже фонтан «Раковина».

Воронцовский дворец: режим работы и цены

Музейный комплекс работает без выходных.

Парк можно посетить с 6 до 22 часов: свободно или с экскурсией, которая проводится при наличии 15-20 желающих. Кроме пеших прогулок, по зеленой зоне можно прокатиться на электромобиле.

Режим работы экспозиций дворца гибкий и связан с наплывом посетителей.

Режим работы экспозиций «Парадные залы Главного корпуса Воронцовского дворца»:

  • 1 апреля –  30 июня – с 9 до 18 ч;
  • 1 июля    – 15 сентября – с 8 до 20 ч;
  • 16 сентября –  31 октября  – с 9 до 18 ч;
  • 1 ноября – 31 декабря  – с 9 до 17 ч;
  • 2 января — 31 марта  – с 9 до 17 ч.

Касса закрывается на 45 минут раньше.

Возможны изменения режима работы. Они связаны с проведением концертов, временных выставок, праздничных мероприятий, а также другими событиями и публикуются в новостях.

Стоимость билета

Стоимость билета зависит от возраста, выбранной экспозиции и наличия льгот:

  • взрослый – от 200 руб.;
  • детский (7-16 лет) – от 100 руб.

Для получения скидок необходимо предъявить документ, подтверждающий статус льготника.

Посещение постоянных экспозиций и южных террас проводится только с экскурсоводом. Группа формируется у касс. Продолжительность экскурсии по парадным залам – 45 минут.

Как добраться до Воронцовского дворца

Адрес: Крым, г.Алупка, ул. Дворцовое Шоссе, д. 18

Географические координаты Воронцовского парка на карте Крыма: N 44.419655, E 34.055920.

Комплекс дворца с парком занимает юго-восточную часть Алупки, непосредственно примыкая к пляжам. Из любой точки Алупки можно дойти за 5-50 минут.

Между автовокзалом Ялты и Алупкой курсируют маршруты № 102, 115, 107, 132. Они останавливаются в Алупкинском парке или на автостанции. Останется пройти соответственно на юго-запад или на восток не более 1 км.

Из Севастополя и Симферополя ходят междугородние автобусы.

На автомобиле нужно ехать по Южнобережному шоссе, но своей парковки у музея нет.

Советы для посещения Воронцовского дворца и парка

  • Воронцовский дворец и парк являются частью Алупкинского музея-заповедника. Территория Воронцовского парка огромная, чтобы посмотреть все,  и посетить  дворец понадобится не меньше  3-4 часов.
  • Дворец расположен на берегу моря, поэтому можно поездку  совместить с пляжным отдыхом или прогулкой по берегу моря.
  • Рядом с дворцом есть несколько кафе и рынок с сувенирами. Но работают они в основном в высокий сезон, когда приезжает много туристов.

На территории Воронцовского дворца проходят концерты классической музыки под единым названием «Под сенью воронцовского платана», в которых принимают участие коллективы и солисты Крымской государственной филармонии. Можно совместить поездку с посещение концерта. Информация о концертах публикуется в новостях на сайте дворца.

Видео о посещении Воронцовского дворца

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...
Путешествуем и фотографируем