Картины Васнецова в Русском музее — уникальное культурное событие в Санкт-Петербурге и подарок для ценителей и любителей русской живописи. В Корпусе Бенуа проходит юбилейная выставка: «В.М. Васнецов. К 175-летию со дня рождения». Ее нельзя пропустить!
На выставке представлены разные аспекты творчества мастера: знаменитый сказочный цикл, религиозные полотна и бытовой жанр, рисунки и одежда, созданная по его эскизам. Выставка состоит из нескольких тематических разделов.
«Богатырская» тема Современники называли Васнецова «истинным богатырем русской живописи».
«Богатыри», 1898 г., В.М. Васнецов Открывают выставку грандиозные живописные полотна «Богатырской» темы: «Баян», «Богатыри», «Битва скифов со славянами», «Богатырский скок», «Витязь», «Один в поле воин» и др.
Картина Васнецова «Богатыри» Впервые в Русском музее показана самая известная картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» из Третьяковской галереи, написанная в 1881-1898 гг.
Еще в ученический период молодой художник увлекся этой темой и сделал наброски к будущей картине «Витязь на распутье». В 1876 году в Париже он пишет первый живописный эскиз на тему картины «Богатыри».
Картина «Богатыри» была закончена 23 апреля 1898 года, работа над ней продолжалась почти 20 лет. Третьяков П.М. приобрел картину, и она была вывешена в специальном васнецовском зале Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых. Картина покидала этот зал лишь однажды, для выставки в Академии художеств в 1899 году. Есть еще 2 варианта картины.
Первоначально Васнецов назвал картину: «Богатыри — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого».
На картине представлены главные персонажи русских былин — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Они одеты в традиционные доспехи своего времени: металлическую кольчугу, а на головах у них находятся защитные шлемы в форме маковки.
В центре композиции изображен Илья Муромец, сидящий на могучем вороном коне. Он внимательно, из-под ладони, вглядывается вдаль в поисках врагов, угрожающих русской земле. Его выразительное лицо пронизано стойкостью и решимостью.
По левую руку от Ильи Муромца находится Алеша Попович, младший в «богатырской троице». В известной былине — «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» — он одерживает победу над Тугарином с помощью хитрости. Алеша отличается красотой, хвастливостью и лукавством. Его поступки иногда бывают коварными, но в то же время он олицетворяет истинные народные качества — азарт, смекалку и юмор.
Третий богатырь, Добрыня Никитич, выделяется не только силой, но и образованностью. В его облике ощущается чувство собственного достоинства. В былинах он служит князю Владимиру Красное Солнышко. Самый известный сюжет с его участием — спасение Забавы Путятичны, которую похитил Змей Горыныч. Под Добрыней белый орловский рысак — эта отечественная порода лошадей является достоянием народа России.
Позади богатырей видны могилы воинов, погибших в сражениях. На переднем плане — молодая растительность, символизирующая грядущие поколения.
Герои стоят между символами прошлого и будущего, представляя собой звенья в бесконечной цепи защитников своей страны.
«Вот какие трое едут перед нами, словно прямо на нас, и для нас, и за нас, по важным историческим делам и задачам» — из статьи В. В. Стасова «Мой адрес публике», 1899 г.
Картина Васнецова «Витязь на распутье» Витязь на распутье,1882 г. – первое произведение Васнецова на былинную тему. Картина многократно выставлялась на выставках в России и на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
«Витязь на распутье», 1882 г., В.М. Васнецов «Баян», 1910 г. Это полотно стало завершением былинной темы в творчестве художника. Баян – имя певца из «Слова о полку Игореве», хотя Васнецов не связывает картину с древнерусским эпосом. На полотне богатырская дружина слушает незрячего певца.
«Баян», 1910 г., В.М. Васнецов Живописные полотна на сюжеты русских сказок «В сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний», – В.М. Васнецов.
Затем следуют залы с картинами Васнецова, написанными на сюжеты русских сказок.
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», В.М. Васнецов
Переезд художника из Петербурга в патриархальную Москву, выход в свет сборников русского фольклора Афанасьева, Даля и Киреевского поспособствовали появлению в творчестве мастера картин на сюжеты русских сказок.
В 1881 году Васнецов пишет, по его словам, свою любимую картину «Аленушку». Трогательный образ крестьянской девочки на фоне грустной природы. Для этой картины он написал более 20 этюдов.
В 1889 году появляется потрясающе красивое полотно «Иван-царевич на сером волке». На фоне мрачного таинственного леса и розовых цветков яблони почти летит, спасаясь от преследователей, уставший волк с царевичем и задумчивой Еленой Прекрасной. Картину купил П.М. Третьяков на 17 выставке ТПХВ (Товарищества передвижных художественных выставок) в Санкт-Петербурге.
Восхищает картина «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», написанная в 1896 г. Две птицы с женскими лицами, персонажи русского и византийского эпосов, завораживают слушателей ангельским пением.
Небольшой зал посвящен «Снегурочке», 1899 г.
Заканчивается выставка сказочной картиной «Ковер-самолет», 1880 г. Над бескрайними просторами на ковре-самолете летит Иван-Царевич с Жар-птицей в клетке. Картина была написана по заказу С.И. Мамонтова для кабинета руководителей Донецкой железной дороги. Сюжет картины рассказывал в аллегорической форме возможности скоростного транспорта и прогресс!
Интересно, что далеко не все современники приняли картину. Возможно, причиной этого было необычное сочетание фантастического сюжета и реалистичных образов.
Цикл «Поэма семи сказок» Из дома-музея В.М. Васнецова впервые привезли великолепные картины «Царевна-лягушка» (1918 г.) и «Царевна-Несмеяна» (1916 г.). Они является частью живописного цикла «Поэма семи сказок», над которым Васнецов работал с 1901 по 1926 год.
Картины на бытовые темы «Убежденны реалистом и искателем типичности» называли современники Васнецова за бытовые портреты и жанровые сцены.
«Девушка с кувшином», «Продавец кваса», «Девочка и голодный мальчик», «Носильщики».
Религиозная живопись «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма», – В.М. Васнецов
Более четверти века Виктор Михайлович Васнецов работал над украшением православных храмов. Именно религиозная живопись принесла известность Васнецову. На выставке представлены выдающиеся произведения мастера.
Владимирский собор в Киеве Самой известной стала его работа над монументальными росписями Владимирского собора в Киеве (1885–1896). Перед началом работы в соборе Васнецов путешествовал по Италии, посетил соборы Рима, Флоренции и Неаполя, Венеции.
Один из залов посвящен картонам к росписям Владимирского собора в Киеве. Эти эскизы принимал лично император Александр III.
«Христос Вседержитель», 1896 г. Оригинал для росписи главного купола Владимирского собора в Киеве. Холст, масло. Всю стену занимает эскиз росписи барабана Владимирской церкви: трехчастная композиция «Радость праведных о Господе». Васнецов изображает явление Царства Христова по тексту Откровения Иоанна Богослова. В центре сияет город и 3 архангела стоят у райских врат.
Еще во время работ в соборе, отпечатанные большими тиражами, репродукции с росписей широко распространились. Они использовались как образцы художниками – монументалистами и всякого рода подражателями. Васнецову поступало много предложений. Самые известные его работы находятся в Петербурге в Храме Воскресения Христова (Спас на крови), в соборе в Дармштадте, в Георгиевской церкви в Гусь Хрустальном.
Церковь Святой Марии Магдалины в немецком городе Дармштадте
В Дармштадте, родном городе императрицы Александры Федоровны, сохранилась православная церковь Марии Магдалины. В основание храма привезли землю из нескольких губерний Российской империи. Мрамор цокольного этажа тоже привезли из России, с Кавказа. Русский храм в Дармштадте был подарком императора Николая II супруге Александре, принявшей православную веру. Фото с сайта https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Russische-Kapelle-Darmstadt-2017.jpg
Церковь Святой Марии Магдалины в Дармштадте возведена в 1897-1899 годах по проекту выдающегося русского архитектора, профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа.
Мозаичные иконы были созданы известным русским мастером Владимиром Александровичем Фроловым в Петербурге по эскизам Виктора Михайловича Васнецова.
Особенно выразительны две большие мозаики. Над входом в церковь во фронтоне мозаика с изображением Св. Марии Магдалины на фоне пейзажа, другая, внутри, в апсиде, — Божия Матерь с Младенцем, восседающая на престоле.
В 1944 году во время массированных бомбардировок британцами храм получил повреждения. Но, к счастью, не сгорел, как почти весь исторический центр Дармштадта с дворцами.
В статье по ссылке можно посмотреть фотографии личных покоев императорской семьи в Александровском дворце.
Феодоровский собор в Царском селе (Пушкин)
Возведение Феодоровского собора в Царском селе было одним из важнейших событий к празднованию 300-летнего юбилея восшествия на престол Романовых. Собор строился для императорской семьи и воинских частей, охранявших императорскую семью. В тот период времени, в начале ХХ века, обращение к искусству времен царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича было весьма популярно. Для служителей и певчих Царскосельского Феодоровского государева собора Васнецов разработал целую серию костюмов, выдержанных в духе XVII века. Кафтан и головной убор напоминают облачение стрельца по цвету и отделке.
Внутренняя роспись собора велась по эскизам, выполненным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Рядом возводился Федоровский городок, задуманный как музей древнерусской архитектуры под открытым небом и представлял собой комплекс построек в неорусском стиле. Васнецов был назначен художественным руководителем строительства Феодоровского городка.
В начале 1915 года в Москве был издан роскошный альбом «Феодоровский Государевъ соборъ въ Царскомъ Селе», посвященный истории постройки и описанию пещерного храма. Альбом представляет собой произведение книжного искусства. В его оформлении участвовали В. М. Васнецов и Б. В. Зворыкин.
Храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге
Православный храм-памятник в Санкт-Петербурге на набережной канала Грибоедова, на месте, где 1 марта (по ст. стилю) 1881 года террористом был смертельно ранен император Александр II. (По ссылке на статью можно посмотреть карету, в которой ехал император). Собор Александро-Невского в Варшаве Разрушенный собор Александра Невского в Варшаве. @4283@
Собор был в целом построен в 1900 году по проекту профессора академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Николаевича Бенуа. Но еще 12 лет продолжалась работа над внутренним убранством собора. Собор был самым высоким зданием в Варшаве, достигал в высоту 70 м и вмещал 2,5 тысячи человек. В оформлении собора были использованы драгоценные и полудрагоценные камни, а также мрамор и гранит. Алтарь был украшен колоннами из яшмы, подарок Николая II. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России.
Фрески для собора написал В.М. Васнецов, 12 мозаичных панно выполнены в мозаичной мастерской В. Фролова по эскизам В. М. Васнецова и Андрея Рябушкина.
Храм разрушен польскими властями в 1926 году. Выдвигалась даже идея, что этот грандиозный собор малоценен! Истинным же мотивом было то, что собор напоминал им о русском господстве над Польшей. «Архангел Михаил» На 13-й выставке (1915 г.) Союза русских художников была представлена картина Васнецова «Архангел Михаил». Этот воинственный образ широко распространен в религиозном искусстве. Архангел Михаил изображен в кольчуге с расправленными крыльями. В его левой руке копье в виде молнии, которым он поражает семиглавого дракона, «называемого диаволом и сатаною». Васнецов работал над картиной в годы Первой мировой войны. На Руси Архангел Михаил всегда считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело.
Рамы
Особо хочется обратить внимание на потрясающие рамы картин. Костюмы, декорации, архитектурный проект… Костюмы и декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
На Рождество 1881 года семейство С.И. Мамонтова готовили домашний спектакль по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Эскизы костюмов и декорации выполнил Васнецов. А в 1885 году он переработал их для оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую ставили на сцене Русской частной оперы Мамонтова в Москве. Проект главного фасада Третьяковской галереи
Над проектом фасада Третьяковской галереи Виктор Михайлович работал в 1900–1901 годы. Необходимо было расширить выставочные площади. Заказ был сделан Советом Городской художественной галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых. По проектам В.М. Васнецова построены церковь в Абрамцеве, Цветковская галерея на Пречистенской набережной и его собственный дом в псевдорусском стиле в Троицком переулке(переулок Васнецова).
Портреты Единственный исторический портрет, написанный Васнецовым: Царь Иван Васильевич Грозный, 1897 г.
Автопортрет в доме-музее В.М. Васнецова Виктор Михайлович Васнецов родился 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в многодетной семье потомственного священника. Его дед был иконописцем. В Лопьяле Виктор начал рисовать пейзажи и сцены из деревенской жизни.
В 1867 году с 10-ю рублями в кармане он отправился в столицу для того, чтобы посвятить себя рисованию. Через год поступил в Императорскую Академию художеств. На выставке представлены стенды, рассказывающие о жизни и творчестве великого русского живописца и видео дома-музея Васнецова.
Картины Васнецова представлены в корпусе Бенуа Русского музея, и к организаторам имеются претензии. Думаю, об этом написали многие в отзывах о выставке.
Первые залы совсем не подходят для грандиозных картин Богатырской темы, потому что слишком малы для этих картин, а народу много. Огромные полотна хочется посмотреть с некоторого расстояния, но отойти некуда.
Картины на сказочные сюжеты расположены в маленьких помещениях, почти в проходах.
Немного лучше становится во второй половине дня, когда в залах становится меньше посетителей.
Следующие большие залы прекрасны.
Выставка «Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения» будет проходить в Русском музее в Санкт-Петербурге до 23 июня 2025 года. Есть льготные сеансы буднего дня для пенсионеров и инвалидов II группы: стоимость билетов 350 руб.