Музей Мирового океана в Калининграде располагается на Набережной исторического флота, где река Преголи распадается на два рукава.
Музей Мирового океана в Калининграде Перед входом в музей на набережной высится памятник рыбакам и памятник Николаю Чудотворцу, образующие единый ансамбль. Монумент посвящён погибшим рыбакам, которые на небольших судах выходили в открытый океан — «Пионерам океанического лова». Николай Чудотворец считается покровителем всех путешественников, но моряки по всему миру почитают его особо.
Музей Мирового океана в Калининграде — единственный в России комплексный морской музей. Сейчас в музейный комплекс входят 15 великолепных объектов, в которых собрана масса удивительных экспонатов.
У Набережной исторического флота ошвартованы уникальные суда. Их можно посетить.
На берегу расположен Главный корпус с аквариумами и экспозицией «Глубина». Ценнейшим экспонатом которого является легендарный глубоководный обитаемый аппарат «Мир-1», с помощью которого был установлен флаг России на арктическом дне, в точке географического Северного полюса.
В Янтарном, на озере Синявино – затопленном выработанном янтарном карьере глубиной до 30 метров, создан подводный парк.
Музей мирового океана в Калининграде будет интересен детям и взрослым.
Уникальные корабли Музея Мирового океана Корабли-музеи являются одними из самых ярких и запоминающихся элементов музея и оставляют незабываемые впечатления.Прогуляемся по набережной. Вход на территорию свободный.
Рыболовное судно СРТ-129
Рыболовное судно СРТ-129 — единственное в своем роде рыболовное судно-музей, сохранившее историю рыбопромыслового флота России. СРТ расшифровывается как средний рыболовный траулер. Именно на таких судах, в середине 50-х годов, калининградские рыбаки впервые вышли в необъятные просторы океана, открывая новые районы промысла. Здесь зародилась знаменитая калининградская рыболовная школа, которая в свои лучшие годы обеспечивала до 11% рыбных запасов всей страны.
Среди палубного оборудования особенно интересны паруса, которые использовались для увеличения скорости судна во время переходов между районами лова. На палубе также размещен рыбодел, где обрабатывалась только что пойманная рыба.
Экскурсия по этому уникальному судну проходит через открытую палубу, носовой отсек с жилой каютой, трюм, салон команды, каюту капитана и штурманскую рубку, заканчиваясь на шлюпочной палубе. Каждое пространство здесь хранит в себе отголоски прошлого, приглашая вас стать частью его удивительной истории.
Плавучий маяк «Ирбенский»
Последний обитаемый плавучий маяк, построенный в мире. Плавучий маяк — это редчайшее судно, обладающее маячным огнём, радиомаяком, звуковым передатчиком и гидроакустическим сигнальным устройством, служило в открытом море, вдали от берега, и на входах в порт, выполняя роль надежной лоцманской станции.
Впервые плавучий маяк занял свою позицию в Ирбенском проливе 2 августа 1962 г. и был снят 19 января 1963 г.
В Калининград из Кронштадта маяк «Ирбенский» пришёл в ночь на 30 июня 2017 г. и ошвартовался у причала Музея Мирового океана. Десять лет он не выходил в открытое море, и опасались, что это уникальное судно может пойти на металлолом.
Экскурсия по экспозиции «Ирбенского» предлагает вам захватывающее путешествие в мир маячной службы.
Научно-исследовательское судно «ВИТЯЗЬ» Научно-исследовательское судно «ВИТЯЗЬ»
Построенное в 1939 году в Германии под именем «Марс», оно изначально предназначалось для перевозки цитрусовых. Но с началом войны его судьба изменилась: «Марс» стал плавучим госпиталем. В январе — марте 1945 г. более 20 тысяч беженцев на нем покидают Восточную Пруссию.
После поражения Германии корабль по репарациям оказался в Великобритании, а затем был передан Советскому Союзу. Превращённый в научно-исследовательское судно «Витязь» в Висмаре (ГДР), он обрел уникальное оборудование: глубоководные якорные и траловые лебедки, позволяющие работать на глубинах до 11 км.
Имя «Витязь» было выбрано в честь корветов, связанных с именами выдающихся ученых, таких как Н.Н. Миклухо-Маклай и адмирал С.О. Макаров. С 1949 по 1979 годы это судно стало знаковым в мировой океанологии, совершив 65 экспедиций под флагом АН СССР. Оно прошло около 800 000 миль, открыв новые подводные горы и желоба. Это время называют эпохой «Витязя». В экспедициях были сделали важные открытия, включая измерение максимальной глубины в Марианской впадине в 1957 году — 11 022 метра. Доказано, что захоронение атомных отходов в океанских впадинах является неприемлемым. Были идентифицированы 1176 новых видов животных и растений.
Судно стало «послом дружбы и мира», посетив 100 портов в 49 государствах.
В апреле 1979 года «Витязь» завершил свою последнюю экспедицию, прибыв в Калининград. В 1992 году его передали новому Музею Мирового океана, и 12 июля 1994 года после реставрации судно встало у музейного причала на реке Преголе.
Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» Научно-исследовательское судно «Космонавт Виктор Пацаев» Судно «Космонавт Виктор Пацаев» было частью знаменитой Звездной флотилии, которая сыграла ключевую роль в создании ракетно-ядерного щита страны и обеспечивала испытания и полеты космических аппаратов. Судно носит имя Виктора Ивановича Пацаева, Героя Советского Союза и уроженца Калининграда. Он был инженером-исследователем на орбитальной станции «Союз-11» и «Салют-11». Виктор Пацаев стал первым астрономом, который работал выше атмосферы Земли. Трагически погиб в 1971 году из-за разгерметизации спускаемого аппарата при посадке «Союза-11».
Вдоль судна на набережной расположена галерея стендов с портретами космонавтов, связанных с Калининградской землей.
До 1994 года это судно служило плавучим измерительным пунктом в акватории Мирового океана, будучи оснащенным универсальной телеметрической системой и специализированной техникой. Оно продолжало выполнять свои функции и до 2017 года, поддерживая связь с Международной космической станцией. С 2001 года это единственное в мире судно космической связи, которое является музеем.
Коллекция якорей.
Подводная лодка Б-413
Подводная лодка Б-413 проекта 641 (Foxtrot по классификации НАТО) является одной из немногих музейных подводных лодок, относящихся к доатомному периоду подводного флота.
Уникальность этой лодки заключается в её первозданном состоянии: корпус, надстройка, механизмы и вооружение представлены так, как были в момент снятия с военной службы.
Лодка состоит из семи отсеков: носового торпедного, носового аккумуляторного и жилого, центрального поста, кормового аккумуляторного и жилого, дизельного, электромоторного и кормового торпедного и жилого. В первом отсеке размещена экспозиция «Из истории подводного флота России». В седьмом – посвященная трагедиям «Комсомольца» и «Курска».
Тактико-технические характеристики: длина – 91,3 м, ширина – 8,5 м, осадка – 5 м, автономность – 90 суток. Дальность плавания на экономической скорости 8 узлов составляет 30 000 миль. Экипаж лодки: 80 человек. Подводные лодки проекта 641 строились с 1958 по 1971 годы на Ново-Адмиралтейском заводе в Ленинграде. Всего было построено 75 лодок, из которых 58 для ВМФ СССР.
Б-413 была спущена на воду и вошла в состав ВМФ СССР в 1968 году, служила на Северном и Балтийском флотах. С 14 июня по 23 сентября того же года она совершила свой первый дальний поход, который продолжался 102 дня. В рамках этого путешествия лодка посетила Кубу с официальным визитом. Исключительной чертой визита стало скрытное проникновение в Мексиканский залив. Появление подводной лодки в районе военного полигона ВМФ США вызвало шумную реакцию американских СМИ.
Подводная лодка также приняла участие в уникальном дальнем походе 96-й бригады подводных лодок, который длился целых 392 дня в море без смены экипажа. Б-413 неоднократно заходила в иностранные порты для официальных визитов.
В 2000 году была передана Музею Мирового океана.
(В Музее военно-морской славы России в Кронштадте стоит атомная подводная лодка. А арктический ледокол «Красин» на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге является филиалом музея Мирового океана Калининграда).
Гидросамолет Бе-12
Самолет-амфибия открылся для посещения — 5 мая 2015 г.
Самолет сконструирован в ОКБ им. Г.М. Бериева и предназначен для поиска, обнаружения, сопровождения и уничтожения подводных лодок в различных метеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 500 км от аэродрома базирования.
В октябре 1960 года самолет провел свой первый испытательный полет. Свой последний вылет осуществил в 1998 году.
На самолетах Бе-12 установлено 46 мировых рекордов.
Корабли-музеи Музея Мирового океана в Калининграде — это настоящие хранители исторической памяти. Они не просто стоят на набережной, они приглашают нас прикоснуться к великому наследию и погрузиться в атмосферу удивительных открытий и невероятных путешествий.
Комплекс «Планета Океан» 12 апреля 2025 года Музею Мирового океана в Калининграде исполнилось 35 лет. В честь этого события открылся новый корпус — «Планета океан» — 28-метровый стеклянный шар. В нем располагаются образовательный центр «ОКЕАНиЯ», кино-планетарий, обсерватория и огромные аквариумы.
Билеты можно купить в кассах или терминалах, которые расположены на территории музея. Возле касс расположены стенды с режимом работы музейных объектов.
Музей можно посещать как самостоятельно, так и с экскурсией.